В статье рассмотрена настройка общего доступа к папкам в операционной системе Windows и в операционной системе Ubuntu. Работа выполняется на виртуальных машинах, установленных в среде VBox от Oracle. Основы работы с этой программой виртуализации рассмотрены в подборке
Установка операционной системы Windows, регистрация в системе пользователя с обычными правами приведена в статье
https://dzen.ru/a/ZRDMzYGSp1BnEOes?referrer_clid=1400&
Статья с описанием установки операционной системы Ubuntu
https://dzen.ru/a/ZRzzU8optFoFPAas?referrer_clid=1400&
Пример регистрации пользователя в статье (пункт Г)
https://dzen.ru/a/ZSojfCmedH-Cg8vs?referrer_clid=1400&
Задание:
- в операционной системе Windows создать на жестком диске два каталога Read и WriteRead. К каталогу Read пользователи Windows имеют полный доступ, пользователи, подключившиеся по локальной сети ограниченный доступ (только чтение). К каталогу WriteRead все пользователи получают полный доступ;
- в операционной системе Ubuntu в домашнем каталоге пользователя с обычными правами (не суперпользователя) создать два каталога U-Read и U-WriteRead. К каталогу U-Read пользователь Ubuntu имеет полный доступ, пользователи, подключившиеся по локальной сети ограниченный доступ (только чтение). К каталогу U-WriteReadвсе пользователи получают полный доступ.
Порядок выполнения
I. Перед началом работы в настройках каждой виртуальной машины необходимо подключить дополнительный сетевой адаптер для внутренней сети. Для этого в настройках, в разделе Сеть, выбрать второй сетевой адаптер с типом подключения Внутренняя сеть, далее раскрыть список дополнительных параметров и для неразборчивого режима разрешить всё (рис. 1).
II. Для операционной системы Windows10:
1) задать IPадрес и маску сети, для этого в панели задач в значке сети выбрать Параметры сети и Интернет (рис. 2);
2) на вкладке Дополнительные сетевые параметры выбрать пункт Настройка параметров адаптера (рис. 3);
3) в открывшемся окне нажать правой кнопкой мыши по необходимому адаптеру, открыть его свойства (он всегда будет указан как Неопознанная сеть) (рис. 4);
4) выбрать IP версии 4 – Свойства. В окне свойств ввести IP-адрес и маску подсети (рис. 5);
5) включить видимость ОС Windowsв локальной сети:
а) в окне Центр управления сетями и общим доступом выбрать пункт Изменить дополнительные параметры общего доступа;
б) в открывшемся окне включить все переключатели, а именно:
В вкладке Частная (рис. 6);
Во вкладке Гостевая или Общедоступная (рис 7);
Во вкладке Все сети (рис. 8);
кроме пункта Общий доступ с парольной защитой, который необходимо выключить (рис. 9);
6) создать обычного пользователя (если это не было сделано ранее):
а) зайти в Пуск – Параметры – Учетные записи – Семья и другие пользователи;
б) в открывшемся окне нажать У меня нет данных для входа этого человека (рис.10):
в) далее нажать Добавить пользователя без учетной записи Майкрософт (рис.11);
г) затем ввести имя пользователя и пароль, задать контрольные вопросы, после чего нажать Далее (рис.12);
7) создать две сетевые папки с общим доступом:
а) зайти диск (или на второй раздел диска), в корне диска создать папку с именем Read для чтения и WriteRead для чтения и записи;
б) зайти в Свойства папки Read, перейти на вкладку Доступ и оттуда в Общий доступ;
в) в новом окне из списка пользователей выбрать Все, нажать Добавить и оставить в графе Уровне разрешений оставить Чтение, далее выбрать обычного пользователя и в графе Уровень разрешений поставить Чтение и запись, после чего нажать Поделиться. Далее согласиться с включением обнаружения сети – нажав Да, и затем Готово (рис. 13);
г) зайти в Свойства папки WriteRead, повторить все шаги, описанные в предыдущем пункте, при этом в графе Уровень разрешений изменить Чтение на Чтение и запись напротив имени Все.
8) для решения проблемы с парольным доступом открыть редактор групповых политик, для этого нажать сочетание клавиш Win + R и ввести gpedit.msc (рис.14). Примечание: редактор групповых политик не работает в операционной системе Windows Home;
9) в открывшемся окне выбрать Конфигурация компьютера – Административные шаблоны – Сеть – Рабочая станция Lanmanи задать параметру Включить небезопасные гостевые входы значение Включено и нажать Применить. После этого перезагрузить компьютер и отключить парольную защиту (рис.15);
III. Для настройки операционной системы Ubuntu (все настройки выполнять с правами суперпользователя):
1) для настройки подключения необходимо зайти в панель сетевых подключений, выбрать локальную сеть, открыть Параметры соединения для нужной сети, далее нажать на иконку шестерёнок. В окне настройки перейти в раздел IPv4, задать ручной метод настройки и прописать необходимые IP-адрес и маску (рис. 16);
2) для возможности сетевого доступа к Ubuntu установить службу Samba в системе Ubuntu с помощью следующей команды, предварительно обновив репозитории (рис. 17);
sudo apt install samba
3) добавить группу sambashare с помощью следующей команды (если она не была создана при установке Samba):
sudo groupadd sambashare
4) добавить обычного пользователя (в приведенном примере имя пользователя useru) в группу sambashare и в группу nogroup при помощи команд:
sudo usermod -a -G sambashare useru
sudo usermod -a -G nogroup useru
5) создать две папки в домашнем каталоге обычного пользователя (необходимо учесть, что операционные систем на основе линукс различают регистр букв):
sudo mkdir /home/useru/U-Read /home/useru/U-WriteRead
если используется операционная система Ubuntu 22.04 и выше, то необходимо дополнительно изменить права на домашний каталог пользователя:
sudo chmod 0755 -R /home/useru
6) выдать права на созданные папки командами:
sudo chmod 0777 -R /home/useru/U-Read
sudo chmod 0777 -R /home/useru/U-WriteRead
sudo chown useru:useru /home/useru/U-Read
sudo chown useru:useru /home/useru/U-WriteRead
7) создать оригинальную копию оригинального конфигурационного файла Samba:
sudo cp /etc/samba/smb.conf /etc/samba/smb.conf.bak
8) открыть конфигурационный файл Samba при помощи команды (вместо текстового редактора geditможно использовать другой, например, nano):
sudo gedit /etc/samba/smb.conf
9) удалить содержимое конфигурационного файла и внести следующие строки (внимательнее с именами пользователей, названиями каталогов и местами их размещения, а также с расстановкой пробелов) (рис. 18):
10) перезапустить сервис Samba, при помощи команды:
sudo systemctl restart smbd
IV. Проверка доступа к созданным каталогам по сети:
1) в операционной системе Windows зайти во вкладку Сеть, далее в адресной строке ввести IP-адрес машины с операционной системы Ubuntu и нажать клавишу Enter (рис. 19);
2) для проверки настроек: зайти в папку Read и попытаться создать в ней любой файл, должна выйти ошибка об отсутствии доступа. Далее зайти в папку WriteReadи создать там любой файл, он должен быть создан и доступен для работы с обеих систем;
3) в операционной системе Ubuntuоткрыть домашний каталог с рабочего стала, зайти в Другие места и в строке Подключение к серверу ввести протокол подключения (smb) и IP-адрес машины с операционной системой Windows и нажать кнопку Подключиться (рис. 20);
4) в случае, если операционная система Ubuntu запрашивает пароль, ввести случайный пароль, чтобы переадресовало на учетную запись Гостя (рис. 21);
5) для проверки настроек: зайти в папку Read и попытаться создать в ней любой файл, должна выйти ошибка об отсутствии доступа. Далее зайти в папку WriteReadи создать там любой файл, он должен быть создан и доступен для работы с обеих систем.
V. Настройка доступа к каталогам с указанием логина и пароля:
1) в операционной системе Windows создать отдельного пользователя (рис. 10, 11 и 12);
2) включить Общий доступ с парольной защитой (рис. 9);
3) в свойствах папок в общем доступе для созданного пользователя выставить: для папки Read в уровне разрешений Чтение, для папки WriteRead выставить Чтение и запись (по примеру на рисунке 13);
4) при подключении с операционной системы Ubuntu ввести данные созданного пользователя и нажать Подключиться (рис. 22);
5) зайти в операционной системе Ubuntu в конфигурационный файл Samba (пункт III.8) и внести изменения, указанные на рисунке (рис. 23);
перезапустить службу Samba (пункт III.10)
6) задать отдельный пароль для пользователя useru, который должен отличаться от пароля входа в систему, для подключения через Samba, использовав указанную команду (рис. 24);
sudo smbpasswd -a useru
7) при запросе пароля для подключения с операционной системы Windows к операционной системе Ubuntu ввести имя пользователя и заданный в седьмом пункте пароль, после чего нажать ОК (рис. 25).
Если по каким-либо причинам доступ не срабатывает, то необходимо внимательно проверить все настройки. Кроме того, проверять сетевые подключения лучше после перезагрузки обеих операционных систем.