Статью подготовила студентка
23ЭП-ППО(м/о) ПБО-1
Иванова Анастасия Олеговна
Целью проекта является рассмотрение возможных вариантов использования VR- технологий для снижения тревожности школьников.
Задачи:
1. Проанализировать возможные факторы формирования тревожности школьников.
2. Рассмотреть зарубежные и отечественные исследования влияние VR-технологий на психическое состояние человека.
3. Рассмотреть методики определения уровня тревожности школьников.
4. Предложить возможные методы снижения тревожности школьников при помощи VR-технологий.
Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы количество школьников, страдающих теми или иными формами тревожных расстройств, увеличилось. На эту проблему всё чаще обращают внимание учителя и воспитатели. Тревожность, по мнению ученого-психолога Анны Михайловны Прихожан, – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Как считают многие психологи, тревожность является причиной целого ряда психологических проблем, в том числе нарушения развития детей. Школьники с высоким уровнем тревожности отличаются неуверенностью, нервозностью, напряженностью, повышенным уровнем беспокойства. На физиологическом уровне тревожность может проявляться в виде учащенного дыхания, усиленного сердцебиения и возрастающей общей возбудимостью. Школьная тревожность проявляется в виде ухудшения соматического здоровья, дети начинают часто болеть и пропускать школу. Также может наблюдаться рассеянность внимания, невозможность сконцентрироваться на выполнении конкретного задания, снижение успеваемости и как следствие – нежелание ходить в школу из-за отсутствия мотивации. В настоящее время происходят изменения во все сферах нашей жизни. Новые тенденции, постоянное использование современных технологий, большой объем получаемой информации, зависимость от информационной среды и многие другие факторы современного мира повышают эмоциональное напряжение и снижают эмоциональную устойчивость школьников. Повышенная тревожность формируется под воздействием и таких факторов, как: семейное воспитание, личностные особенности, эмоциональный опыт, школьная среда. Проблема детской тревожности относится к числу острых задач и является очень актуальной.
Безусловно, существует множество различных методов борьбы с тревожностью, которые используются психологами. Это могут быть и арт-терапии, и дыхательные техники, а также игры и упражнения для работы с детьми начальной школы. Однако, современные технологии быстрыми шагами идут вперед и понемногу вытесняют привычные для психологов методы. Так, в настоящее время VR-технологии все более тесно внедряются в нашу повседневную жизнь и активно используются в науке, медицине, строительстве, промышленной безопасности, психологии и многих других сферах. VR-технологии — это технологии, позволяющие погрузить человека в виртуальный мир при использовании специализированных устройств (шлемов виртуальной реальности). Виртуальная реальность создает ощущение полного погружения в компьютерную среду и даёт возможность человеку взаимодействовать с ней. В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии было проведено большое количество исследований и доказано положительное влияние VR-технологий на психическое состояние человека.
Интересное исследование было проведено в Новой Зеландии, где по данным национального опроса у каждого шестого взрослого диагностированы депрессия и тревожные расстройства. В частности, исследование показало, что виртуально-реальная экспозиционная терапия (VRET) может стать одной из самых интересных технологий, существующих в клинической практике для лечения тревоги и депрессии, а также может рассматриваться как альтернатива когнитивно-поведенческой терапии. Суть VRET состоит в том, что человек погружается в виртуальную реальность и контактирует с пугающими для себя объектами или явлениями, находясь при этом в полной безопасности. В момент страха человек старается контролировать свои эмоции, учится управлять своим поведением, используя для этого упражнения для релаксации и другие методы. Пациенты находятся в виртуальной среде под воздействием отрицательных стимулов до тех пор, пока они не смогут справиться с тревогой. Стоит отметить, что данную работу необходимо проводить со строгой четкостью и аккуратностью. Исследование продемонстрировало эффективность использования виртуальной реальности для снижения уровня тревожности. Причем уменьшаются как личностная, так и ситуативная тревожность, а также общий уровень тревоги.
Похожий эксперимент проводили и учёные Оксфордского университета, исследование было опубликовано в авторитетном медицинском издании «Lancet Psychiatry». Суть тренинга заключалась в том, чтобы люди, имеющие агорафобию (боязнь открытых пространств), смогли чувствовать себя увереннее. Во время VR-терапии они получают задания для преодоления тревожности: приоткрыть дверь на улицу, сходить к врачу, посидеть в кафе или подойти к незнакомцу. Исследователи наблюдали за двумя группами людей: 174 человека из первой группы проходили VR-игру «GameChange», а вторая группа - 172 человека получали обычную терапию. Спустя шесть недель терапии первая группа показала результаты лучше, чем вторая. Пациенты отметили, что VR-терапия помогла справиться с тревожностью, почувствовать себя увереннее.
Также влияние VR-технологий на уровень тревожности рассматривалось Мариновой М.М. В данном исследовании приняло участие 120 испытуемых, которые при помощи компьютерной программы «Ocean Rift» могли погрузиться в состояние виртуальной реальности и насладиться флорой и фауной морского пространства, а также послушать звуки подводного мира. В результате было выявлено, что у респондентов с повышенной тревожностью снижается уровень напряжения после использования данного метода.
На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что VR-технологии имеют высокую результативность в борьбе с тревожностью, хотя используются в психологии относительно недавно.
Для определения уровня тревожности в рамках данного проекта необходимо использовать следующие методики: «Диагностика уровня школьной тревожности» Р. Филлипса и «Шкалу личностной тревожности для учащихся 10-16 лет» А.М. Прихожан.
Погружение в виртуальную реальность предполагается осуществлять при помощи ВР шлемов: Vive Focus Plus, Oculus Go. VR игры, которые будут использованы - “Nature Treks VR” для релаксации и расслабления, а также «Guided Meditation VR» - для медитации.
Целевая группа – школьники 15-16 лет. Данный возраст особенно подвержен тревожным состояниям, так как в подростковом возрасте ребёнок получает новый опыт, знания о себе и окружающих, происходит также столкновение внутренних конфликтов, которые приходится решать самостоятельно. У каждого подростка свои значимые события, вызывающие переживания: экзамены, первая любовь и многие другие.
После выявления уровня тревожности школьников, необходимо провести VR-тренинг с использованием игры “Nature Treks VR”. Данная игра поможет школьнику погрузиться в мир релаксации, насладиться приятными пейзажами, звуками природы, расслабиться и ощутить спокойствие. Такой VR-тренинг поможет снять напряжение, отвлечься от тревожных мыслей.
Расслабляющий эффект даёт и игра «Guided Meditation VR», при помощи которой можно попробовать различные медитационные техники. Невероятные пейзажи и виды со своими уникальными звуками дарят умиротворение и спокойствие. Здесь можно выбрать голос, который нравится больше всего и изменить длину медитации.
Как уже говорилось выше, использование виртуально-реальной экспозиционной терапии также даёт свои результаты по снижению тревожности. Но для этого школьников необходимо погружать в виртуальную среду с целью переживания травмирующего опыта. Существует большое количество VR игр, которые помогут школьникам справиться с различными фобиями. Например, при помощи игры «Fear Simulator» школьники смогут побороть свои страхи, столкнуться лицом к лицу, с тем, что могло быть фактором тревожности долгое время.
Стоит отметить, что в настоящее время активное внедрение VR-технологий затронуло и сферу искусства. Теперь наслаждаться мировыми художественными шедеврами можно при помощи виртуальной реальности. Так, каждый желающий может посетить различные VR- выставки. Например, в Центре современного искусства «Марс» проходит виртуальный проект «ЗА СТЕКЛОМ», благодаря которому появилась возможность погрузиться в тайны картины «Мона Лиза», насладиться вблизи полотном и узнать тайны его написания. Виртуальный проект даёт возможность полюбоваться интерьером храма Нотр-Дам-де-Пари в оригинальном виде 18го века, а также пройтись по Лувру и ощутить атмосферу Франции.А самой успокаивающей частью VR-перформанса является полёт над Парижем, в котором можно насладиться красотами города с высоты птичьего полёта.
Посещение расслабляющих виртуальных выставок также поможет школьникам ощущать спокойствие, приобщаться к искусству и переключать вектор своего внимания с тревожных мыслей на образы прекрасного.
С каждым днем возможностей использования VR-технологий становится все больше, и уже каждый желающий может опробовать на себе погружение в трехмерное пространство. Регулярное проведение VR-тренингов со школьниками в рамках учебных заведений и досуговых центров предполагает снижение уровня тревожности, как личностной, так и ситуативной. Виртуальные технологии пользуются большим интересом со стороны детей. А высокий интерес к этому новому направлению поможет более эффективно решать проблемы школьной тревожности.