«Девушка, читающая письмо у открытого окна» (англ. Girl Reading a Letter at an Open Window) – представлена в постоянной экспозиции в Галерее старых мастеров (нем. Gemäldegalerie Alte Meister) – Дрезденской картинной галерее – в Дрездене, Германия. Картина написана около 1657 г. Холст, масло, 83 х 64,5 см. (32 3/4 х 25 3/8 дюйма)
https://skd-online-collection.skd.museum/Details/Index/415429#
До последнего времени всемирно известная композиция изображала молодую девушку, молча читающую в высокой комнате с голой задней стеной, покрытой известью. Однако оказалось, что около 1657-1659 годов Вермеер создал со своей «Девушкой, читающей письмо у открытого окна» картину, отличную от той, которая в своём прежнем обличье стала как бы иконой. Белая стена комнаты была покрыта давно известной крупномасштабной росписью, которую всегда приписывали самому Вермееру. Однако недавние научные исследования уже без сомнения подтвердили, что яркая закраска в верхней половине картины была сделана не рукой самого художника. Мотив Купидона, который украшает стену как «образ в картине», очевидно, был стёрт с картины другой рукой после смерти Вермеера. Совместно с комиссией экспертов было принято решение удалить эту перекраску в рамках впечатляющей реставрационной работы и вернуть картине её первоначальный вид, задуманный художником. Теперь взгляд свободен на изображение стоящего купидона, держащего в правой руке раскрытый лук и поднявшего вверх левую руку. Сегодняшнему зрителю было бы трудно представить себе более явный намёк на скрытое – любовное – содержание письма в руке молодой девушки.
Такое же изображение купидона мы видим на картине Вермеера «Дама, стоящая у вирджиналя», представленной в постоянной экспозиции в Национальной галерее в Лондоне. Исследователи полагают, что это была реальная картина, которой владел сам Вермеер: в реестре имущества вдовы художника, составленном в 1676 году, есть упоминание о «Купидоне».
Эта "картина в картине" вновь встречается, едва заметная на заднем плане, в другом известном произведении Вермеера - "Прерванный урок музыки".
Художник часто ссылался на другие произведения искусства в своих картинах, чтобы расширить или прокомментировать их внутренний сюжет.
"Девушка, читающая письмо у открытого окна" Вермеера, находящаяся сейчас в Дрездене, обычно, считается ранней его работой. На ней изображена молодая девушка у открытого окна, с большим внутренним напряжением и вниманием читающая любовное письмо, которое было адресовано ей. Мы видим её в профиль, но её лицо отражается под небольшим углом в неровных стёклах слегка окрашенного окна, которое разделено свинцовым переплётом (та же особенность встречается на картине "Офицер и смеющаяся девушка").
Тот факт, что окно открыто, конечно, на первый взгляд служит увеличению объёма света, попадающего в довольно тёмную комнату, но в другом смысле это отражает стремление девушки расширить свою домашнюю сферу и её стремление к контакту с внешним миром, от которого она, как домохозяйка, вынуждена держаться подальше согласно нормам её общества, она в значительной степени изолирована. Это стремление вырваться из изоляции иногда также является характерной чертой картин Питера де Хоха, таких как та, на которой изображена женщина, стоящая в подъезде и смотрящая на улицу.
Ваза с фруктами на картине Вермеера "Девушка, читающая письмо у открытого окна", расположенная на складках настольного коврика, является символом внебрачных отношений, нарушивших обет целомудрия. Такие отношения планируются или продолжаются посредством этого письма, а яблоки и персики (malum persicum) призваны напоминать нам о грехопадении Евы. Желтовато-зелёный шёлковый занавес и гардина - это художественная бравура Вермеера. Трудно решить, следует ли рассматривать занавес в комнате как часть картины, как и другое, что использует Вермеер, приоткрытый в сторону, чтобы показать, что происходит, или же - как на картине Рембрандта "Святое семейство с занавесом" 1646 года (Государственный музей Кассель, Германия) - это предназначено для создания иллюзии защитного занавеса, подвешенного перед картиной.
Уважаемый читатель, мы надеемся, что Вам понравился этот небольшой экскурс в историю картины «Девушка, читающая письмо у открытого окна» выдающегося голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского. Подписывайтесь на наш канал и наслаждайтесь нашими новыми статьями и постами о художественном творчестве Вермеера и других выдающихся голландских живописцев. Мы благодарим Вас за уделённое время и желаем Вам всего наилучшего.
С искренностью, коллектив Галереи «Ян Вермеер» – шедевры голландской живописи.
Текст заимствован из источника на английском языке с оригинальным переводом автора настоящего Дзен-канала. Источник: © 2022 TASCHEN GmbH Hohenzollernring 53, D-50672 Köln www.taschen.com / Original edition: © 1993 Benedikt Taschen Verlag GmbH / English translation: Fiona Hulde, Newcastle-under-Lyme (page 49).
Подписывайтесь и читайте ещё больше о творчестве Вермеера на нашем Дзен-канале: