Практически все отличные идеи проходят похожий творческий путь, и в этой статье разбирается, как именно этот путь выстраивается. Понимание этого важно, потому что умение творчески мыслить — это одно из самых полезных умений, которыми можно обладать. Почти каждая проблема, с которой вы сталкиваетесь на работе и в жизни, может находить решение благодаря инновационным подходам, боковому мышлению и творческим идеям.
Любой может научиться быть творческим, следуя этим пятью шагам. Это не значит, что быть творческим легко. Раскрывание своего творческого гения требует смелости и кучи практики. Однако этот пятишаговый подход поможет разгадать тайны творческого процесса и осветить путь к более инновационному мышлению.
Чтобы объяснить, как работает этот процесс, давайте, я расскажу вам короткую историю.
Проблема, требующая творческого решения
В 1870-х годах газеты и типографии столкнулись с очень конкретной и очень дорогостоящей проблемой. Фотография была новым и захватывающим средством в то время. Читатели хотели видеть больше картин, но никто не мог придумать, как быстро и дешево распечатывать изображения.
Например, если газета хотела напечатать изображение в 1870-х годах, ей приходилось заказывать гравера, чтобы вырезать копию фотографии на стальной плите вручную. Эти плиты использовались для нанесения изображения на страницу, но часто ломались после всего нескольких использований. Можете себе представить, что этот процесс фотогравюры был заметно трудоемким и дорогим.
Человеком, который придумал решение этой проблемы, был Фредерик Юджин Айвс. Впоследствии он стал первопроходцем в области фотографии и к концу своей карьеры имел более 70 патентов. Его история творчества и инноваций, которую я сейчас расскажу, является полезным кейсом для понимания 5 ключевых шагов творческого процесса.
Всплеск вдохновения
Айвс начал свою карьеру как ученик типографа в Итаке, Нью-Йорк. После двух лет изучения всех тонкостей печатного процесса он начал управлять фотографической лабораторией в соседнем Корнелл Университете. Он провел остаток десятилетия, экспериментируя с новыми техниками фотографии и изучая камеры, принтеры и оптику.
В 1881 году Айвс получил вдохновение относительно лучшей техники печати.
"Оперируя моим процессом фотостереотипии в Итаке, я изучал проблему полутонового процесса", - сказал Айвс. - "Я лег спать однажды в состоянии тумана размышлений над этой проблемой, и мгновенно, проснувшись утром, увидел перед собой, кажется, проецируемый на потолке, полностью отработанный процесс и оборудование в действии."
Айвс быстро воплотил свое видение в жизнь и патентовал свой метод печати в 1881 году. Он провел оставшуюся часть десятилетия, усовершенствуя его. К 1885 году он разработал упрощенный процесс, который обеспечивал еще лучшие результаты. Процесс Айвса, как его стали называть, снизил стоимость печати изображений в 15 раз и оставался стандартным методом печати в течение следующих 80 лет.
Итак, давайте теперь обсудим, какие уроки мы можем вынести из опыта Айвса относительно творческого процесса.
Пять этапов творческого процесса
В 1940 году рекламный деятель по имени Джеймс Уэбб Янг опубликовал небольшое руководство под названием "Техника создания идей". В этом руководстве он сделал простое, но глубокое заявление о порождении креативных идей.
По мнению Янга, инновационные идеи возникают, когда вы разрабатываете новые комбинации старых элементов. Другими словами, творческое мышление не сводится к созданию чего-то нового с чистого листа, а скорее к взятию того, что уже присутствует, и объединению этих мелочей таким образом, как это ранее не делалось.
Самое важное в этом процессе генерации новых комбинаций зависит от вашей способности видеть связи между концепциями. Если вы можете создать новую связь между двумя старыми идеями, то вы что-то творческое уже сделали.
Янг считал, что этот процесс творческого соединения всегда происходит в пять шагов.
- Собирать новый материал. Сначала вы учитесь. На этом этапе вы фокусируетесь на 1) изучении конкретного материала, непосредственно связанного с вашей задачей, и 2) учебе общего материала, увлекаясь широким спектром концепций.
- Тщательно перерабатывать материалы в своем уме. На этом этапе вы изучаете то, что вы узнали, рассматривая факты с разных точек зрения и экспериментируя с соединением различных идей.
- Отойти от проблемы. Затем вы полностью убираете проблему из своего ума и идете делать что-то другое, что вас вдохновляет и заряжает энергией.
- Позволить вашей идее вернуться к вам. В какой-то момент, но только после того, как вы перестали думать об этом, ваша идея вернется к вам с всплеском инсайта и обновленной энергией.
- Формировать и развивать вашу идею на основе обратной связи. Для того чтобы идея имела успех, вы должны выпустить ее в мир, подвергнуть критике и адаптировать ее при необходимости.
Применение идеи в практике
Творческий процесс, использованный Фредериком Юджином Айвсом, идеально иллюстрирует эти пять шагов в действии.
Во-первых, Айвс собрал новый материал. Он провел два года, работая учеником типографа, а затем четыре года управлял фотографической лабораторией в Корнелл Университете. Эти опыты дали ему много материала для ассоциаций между фотографией и печатью.
Во-вторых, Айвс начал перерабатывать все, что он узнал. К 1878 году Айвс почти все свое время проводил в экспериментах с новыми техниками. Он постоянно ковырялся и экспериментировал с разными способами сочетания идей.
В-третьих, Айвс отошел от проблемы. В этом случае он пошел спать на несколько часов перед своим всплеском инсайта. Отпускание творческих задач на более длительные периоды тоже может сработать. Вне зависимости от того, как долго вы отошли, вы должны заняться чем-то, что вас интересует и отвлечет ваш разум от проблемы.
В-четвертых, его идея вернулась к нему. Айвс проснулся с решением своей проблемы перед собой. (Лично для меня творческие идеи часто приходят ко мне, когда я ложусь спать. Как только я разрешаю мозгу перестать работать на день, решение появляется легко.)
И, наконец, Айвс продолжал совершенствовать свою идею в течение многих лет. Фактически, он улучшил множество аспектов процесса и подал второй патент. Это ключевой момент, который часто упускается из виду. Легко полюбить первоначальную версию своей идеи, но великие идеи всегда эволюционируют.
Кратко о творческом процессе
"Идея - это подвиг ассоциации, и вершина его - это хорошая метафора." —
Роберт Фрост
Чтобы мозг стал креативнее, просто иди по этим пяти шагам:
- Набирай новый материал: Втыкай в обучение. Фокусируйся на усвоении конкретного материала, связанного с твоей задачей, и копай общие концепции, которые заинтересуют.
- Перекапывай материал в уме: Углубляйся в изученное. Смотри на факты с разных ракурсов и экспериментируй с тем, как можно соединить разные мысли.
- Отходи от проблемы: Дай мозгу передохнуть. Займись чем-то веселым и заряжающим, что никак не связано с проблемой.
- Позволяй идее вернуться: После отдыха идея вернется с всплеском инсайтов и новой энергии.
- Формируй и развивай идею на основе обратной связи: Отпусти свою идею в мир. Подвергай ее критике и готовься к тому, чтобы адаптировать ее, исходя из отзывов.
Помни, креативность - это создание новых связей между старыми идеями. Так что наслаждайся процессом обнаружения этих связей и дай своему инновационному мышлению расцвести!