Культовый советский фильм «Большая перемена», состоящий из четырех серий и вышедший на экраны в 1973 году, навсегда вошел в золотой фонд кинематографа. Фильм узнаваем не только своим букетом молодых и талантливых актеров, но и отличной музыкальной палитрой.
Картина пестрит знаменитыми актерами: М. Кононов, Е. Леонов, С. Крючкова, А. Збруев, Н. Богунова, Ю. Кузьменков, Н. Гвоздикова, В. Проскурин, Р. Быков, Л. Овчинникова, И. Азер, Н. Маслова, С. Крамаров, В. Носик, Л. Касаткина, А. Георгиевская, В. Талызина, И. Жилина, Л. Анциферова, В. Сперантова, М. Яншин, Л. Дуров, Я. Якобсон, М. Коренева, М. Розанов, И. Суровцев, И. Баскин, А. Цирков, В. Кузнецова, З. Исаева, В. Гарин, Г. Ронинсон, З. Степанова, Н. Граббе, Н. Гурзо, В. Басов, И. Рыжов, Г. Комарова, С. Старикова, Л. Барабанова, А. Иричев, А. Кутузов, А. Зимин, А. Калужский, Л. Дубов, Т. Логинова, В. Ананьина, В. Земляникин, Ю. Киреев, В. Титова, И. Жеваго, М. Ремизов, П. Щербаков, Е. Коренева, И. Калиновская, Л. Касаточкина, Е. Мазурова, В. Шульгин, О. Богданова, Л. Мышева.
Песни к картине были написаны на стихи М. Танича композитором Э. Колмановским. Их поют до сих пор, причем не только на эстраде или вечеринках, а и в музыкальных школах и училищах.
Заказ на сценарий, который затрагивал бы жизнь советской трудовой молодежи и привлекал бы рабочих идти учиться, был спущен сценаристу картины и автору книги «Иду к людям» Садовникову еще в 1969 году. При этом обязательным условием было создание сценария совместно с будущим режиссером. После двух летнего написания совместного сценария он вырос от двух серий до четырех.
Интересна и история подбора актеров на главные роли. Изначально на роль историка предполагалось взять А. Мягкова, но он соглашался играть только вместе со своей женой, у которой было мало ролей в кино. Но на главную женскую роль уже утвердили Н. Богунову. Поэтому Мягкова заменили начинающим актером Кононовым, который лучше и ярче прошел пробы. Кроме него эту роль предлагали К. Райкину и Е. Карельских, но они просто не сыгрались с другими актерами.
Сам Конанов картину не любил и во всех своих интервью называл ее феерическим бредом с абсолютно выдуманными и не реальными историями. На съемочной площадке он не принимал участия в молодежных тусовках и сторонился остальных актеров, считая себя не на месте. Кстати, на съемках Кононов чуть не утонул. По сценарию в одной из сцен он должен был спасать своего ученика из воды. Но проблема выяснилась, когда его начал спасать ученик и Р. Быков. Кононов не умел плавать и еле держался на воде.
На роль Ганжи претендовали С. Садальский, М. Стародуб и А. Филиппенко, но роль отдали А. Збруеву. Актер вписался в образ очень органично, потому что играл там самого себя. Именно таким он и был в молодости и в детстве.
Роль Нелли писали специально под С. Крючкову, причем выдумывали под нее сценки прямо на съемочной площадке. Был и не приятный эпизод, когда Крючкова чуть не задавила оператора асфальтовым катком в процессе съемки.
Сценку про обучение во сне придумали из-за модной в то время статьи в газете, посвященной этому виду обучения.
С. Крамаров был реально влюблен в свою партнершу по фильму и даже пытался сделать ей предложение, но Н. Гвоздикова была уже в счастливом браке.
Картину снимали в Ярославле и в Москве.
Начальное название картины было «Похождения школьного учителя», но с ним пришлось распрощаться — цензура не пропускала фильм с таким названием. В СССР приключений у учителей быть не должно.
Сразу после того как картина вышла на экраны, она стала культовой, разошлась на цитаты в народ, а песни из нее распевают до сих пор.
Фильм получился не только с искрометным юмором, но и очень музыкальный, молодежный, легкий и яркий. Он совершенно не выглядел агитационно, а просто был образчиком весны и молодости.