Малоизвестный эскиз М.В. Нестерова «Поклон царей» выполнен в 1899-1900 году для росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского в Грузии в городе Абастумани. Эскиз выполнен на картоне, использовался графитный карандаш, гуашь, акварель, алюминий и бронза. Размер эскиза 31 x 49 см. Находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Картина «Философы» 1917 года, картина «Христиане» ( На Руси. Душа народа ) 1914 года, нам известны, но не все знают автора этих картин. Нестеров Михаил Васильевич один из самых знаменитых религиозных художников того времени. Он родился в Уфе, в глубоко религиозной купеческой семье. Ему удалось создать множество шедевров на религиозную тематику. Благодаря своему творчеству, он приобрел широкую популярность. Любовь к созданному Богом миру, восхищение им, у Михаила Нестерова уже в том, с какой бережностью и вниманием он пишет даже задний план.
Итак, кому не известен сюжет, изображенный на эскизе? Один из самых древних сюжетов – Рождение Христа. В Рождество Христово весь языческий мир преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася» приносили Ему дары: злато и ливан и смирну. На переднем плане изображены волхвы, приклонившиеся перед Младенцем и Девой Марией. Композиционным центром является свет, исходящий из деревянных яслей, в которых лежал Иисус. Свет играет немалую роль, он показывает нам, что ребенок чист и безгрешен, что он ребенок Бога, а не человека. Мария, стоящая за сыном, серьезна и сосредоточенна. Кто может любить свое дитя больше, нежели сама мать? Одна ее рука направленна к Младенцу, будто бы дает понять, что она рядом. Сердце матери шире любого другого сердца. Другой рукой она будто говорит волхвам быть спокойнее, осмотрительнее, осторожнее, ведь ребенок только-только родился.
Задний фон, как было сказано раннее, у Нестерова написан с тем же вниманием. Мария выходит из темной пещеры, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Слева, за Богородицей виден человек, смотрящий на толпу, стремящуюся посмотреть на Богочеловека. Иосифа Обручника, мужа Пресвятой Богородицы, мы не видим полностью, потому что он вовсе и не главный герой сюжета. Справа видим сидящую фигуру, которая наклонила голову и чуть ли не плачет. Можно предположить, что это Дева Мария, только в будущем. Все мы знаем о ее грядущем. Перед нашими глазами Дева Мария, которая видела сына, над которым жестоко издевались и которого убили прямо у Нее на глазах. Смерть Сына стала кульминацией Ее страданий ведь «Тот, кто больше всего любит, тот больше всех и страдает!». На небесах парят ангелы, которые возвестили о рождении Иисуса. Ангел возвещает Пресвятой Деве Марии рождение Спасителя. Ангел Господень принес главную весть для всего человечества. На самом верху эскиза изображена яркая Вифлеемская звезда, увидев её на восходе, люди пришли в Иерусалим, чтобы поклониться Младенцу.
Обратимся к цветам, которые выбраны для эскиза. В эскизе доминирует голубой цвет разных оттенков. Ангелы светло-голубого цвета, будто прозрачны, этот цвет выбран неспроста, автор хотел указать, что их никто не видит, но они есть и наблюдают за всем с высока. Сам фон темно-голубого цвета, тем самым мы понимаем, что это глубокая ночь. Дева Мария изображается в голубом платье-тунике, закрывающим голову, шею и плечи, здесь голубой – символ чистоты и спокойствия. "Будущее" Марии в грязно-голубом, серо-голубом цвете, что охарактеризовывает ее тусклую, невыразительную, безжизненную судьбу. Желтый цвет тоже немало использован в эскизе. Один из царей одет в желтое платье, здесь цвет говорит нам о богатстве, власти и влиянии человека, который принес дары . В яслях лежит Младенец и от него исходит свет ярко- желтого цвета. Для художника, скорее всего, желтый цвет - символ просвещения, действия Духа Святого. Все мы знаем, что Христос родился непосредственно от Святого Духа, именно об этом Нестеров хотел нам рассказать. Можно считать Христа сыном божьим, а можно считать человеком, но нельзя недооценивать влияние Христа на ход истории, на культуру, на философию, на человечество в целом.
- Эскиз будто переносит нас в тот момент, в тот наиважнейший момент, который положил начало новой эре, ведь «Никто не знал кругом,/что жизни счет начнется с этой ночи». Нестеров изумительно передал настроение через эскиз. Благодаря художнику нас переносит в тот миг, мы все больше разбираемся в этой истории, в нашем с вами прошлом.