Найти тему
Учитель первый твой

Как выявить проблемы с адаптацией первоклассника? Методики для учителя начальной школы.

Сын Марк, 1 класс, перемена))) Понравилось писать буквы.
Сын Марк, 1 класс, перемена))) Понравилось писать буквы.
Диалог по теме...
-Имеет ли право учитель начальной школы заниматься диагностикой уровня адаптации первоклассника и оказывать ему грамотную психологическую помощь?- задала мне однажды вопрос коллега (и по своместительству мама ученика). - Психологического образования как такового же нет...
-Безусловно, имеет право и может. Диагностировать проблемы. И в колледжах, и в вузах есть курсы общей, возрастной, детской и педагогичесаой психологии. Даже несколько часов специальной психологии (знакомят с особенностями развития детей с ОВЗ). Диагностировать проблемы может любой педагог начальной школы (или имеет право, так скажем). А вот оказывать помощь в решении этих проблем может только грамотный психолог. Педагог начальной школы, безусловно, в стороне не останется. Но только его помощь будет зависеть от чуткости и самообразования...

Прошло три месяца с начала обучения самых маленьких учеников, наших первоклассников. Наступило время оценить степень адаптации каждого ребёнка к школе. Это очень важный и нужный момент для дальнейшего развития и обучения детей.

Процесс адаптации ребёнка к школе может занимать от 2-3 недель до полугода. О том, какие моменты включает в себя понятие "адаптация", я уже писала в других публикациях.

В прошлой статье я рассказала о нескольких методиках, которые применяю в своей работе для диагностики проблем.

Сегодня предлагаю продолжить разговор на эту тему. Все тестовые методики я использую только для всего класса. В условиях нашей работы (я педагог начальной школы) нет возможности, к сожалению, провести устное собеседование с каждым маленьким учеником. Результаты разных исследований подкрепляются моими личными наблюдениями за детьми во время уроков и перемен. Но зато итоговые результаты помогут выявить учеников, у которых явно есть сложности. А с ними уже будет работать школьный психолог.

Сегодня речь пойдёт об изучении мотивации первоклассников.

  • "Лесенка" - методика изучения мотивации и коммуникации в классе

Цель - узнать уровень коммуникативности детей путём определения самооценки. У каждого первоклассника есть бланк с лесенкой. Педагог предлагает детям представить, что на этой лесенке стоят все одноклассники.

- А на какой ступеньке ты? Нарисуй красным карандашом кружочек.

Для начала изучения отношений в коллективе можно предложить поместить лучшего друга тоже на ступеньку, обозначив его синим кружком.

Все бланки можно скачать в одноимённом блоге Телеграм. Приглашаю к сотрудничеству.

  • Определение мотивов учения по методике Н. Лускановой

Очень любят у нас в гимназии психологи проводить тест на определение мотивации по методике Н. Лускановой.

Ничего не имею против, опросник как опросник. Однако, если эту анкету проводить из года в год для каждого класса - возникает парадокс. Дети взрослеют, отвечают не от сердца. Либо так, как надо; либо наоборот - назло (подростки 4 класс). Поэтому я предпочитаю в своей практике этот тест провести один раз, только при оценивании уровня адаптации в 1 классе. Возможно, лучше даже немного позже (2-3 класс). Когда нет открытой конфронтации с системой и менее важным становится ожидаемый педагогом ответ))) По моим впечатлениям, первоклассники чётко понимают, какой ответ "надо" дать, чтобы "быть хорошим". Многие следуют этому пониманию. Если я не права, буду благодарна психологам за помощь в правильном осознании таких моментов.

-3

Считаю, что делать выводы о мотивации учения первоклассников только по этому опроснику явно не стоит.

  • Методика изучения мотивации учащихся М. Гинсбург

Очень нравится мне эта методика (безусловно, в подкреплении с другими). Малышам сложно говорить о себе, трудно отвечать прямо. А картинки и вопросы о других учениках позволяют отвлечься, не акцентироваться на себе. Педагог может попытаться узнать истинные мотивы каждого ребёнка очень аккуратно. Бланки для мальчиков и девочек разные. Я нашла их в сети, но исправила так, как считаю нужным. Кстати, последним расположила бланк, который схематичен... Может быть, именно такой будет лучше для малышей? Как вы считаете?

Педагог (психолог) обращается к ученикам:

-Ребята, я сейчас расскажу вам об учениках- первоклассниках. Таких же, как и вы. Они ходят в школу по разным причинам. Вам нужно определить, на кого похож каждый из вас в данный момент. Верных ответов нет, дети. Вы просто выбираете СВОЙ.

Мальчики и девочки беседовали искренне (честно) о школе.

1. Мальчик (девочка) сказал(а): "Я хожу в школу потому, что мама так хочет, заставляет меня. А если бы не мама, я бы не ходил(а)".

***Далее укажу ответы от лица мальчика, для девочки несложно изменить.

2. "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, делать уроки, узнавать новое. Если бы школы не было, я всё равно бы учился иначе".

3. "Я хожу в школу потому, что там весело, там много ребят, с которыми можно играть".

4. "Я хожу в школу потому, что хочу стать скорее взрослым, большим. Раньше я был маленький, а теперь взрослею".

5. Я хожу в школу потому, что хочу получить хорошую профессию. Без учёбы никакого дела не сделаешь, никем не станешь".

6. Я хожу в школу потому, что получаю там наклейки, пятёрки, меня учительница хвалит. Это приятно. Хочу много пятёрок!".

Анализ результатов соответствует выборам: 1) внешний мотив; 2) учебный мотив; 3) игровой; 4) позиционный; 5)социальный; 6) мотив-отметка.

В идеале после письменного опросника должна состояться беседа психолога с учеником. Тогда результат более точен (см. описание в галерее). Выборов должно быть несколько.

Самыми благоприятными для дальнейшего обучения считаются позиционный (3 балла), социальный (4 балла) и учебный (5 баллов) мотивы. Думаю, этот момент объяснять не нужно.

Итак, снова у меня не получается ограничиться одной публикацией... Обычно говорят: "Остапа понесло" 🤷‍♀️😊 Не применяю это к себе, ибо говорю много, потому что есть что рассказать)))

Очень приветствую в комментариях мнение родителей о том, как адаптируется к 1 классу Ваш малыш. И ооооочень хочется, чтобы мне помогли в этой работе детские психологи своими советами 🙏