Найти тему
Захар Прилепин

И ЕЩЁ РАЗ ПРО БЛАНКА. ПРО ДРУГОГО

Не первый уже раз на статьи о Ленине получаю комментарии подобного содержания.

Цитата.

«”…Да, действительно, у Ленина имелся среди его предков один колоритный еврейский прадедушка. Изначально звали его Моисей Ицкович Бланк".
Старая и замусоленная фальшивка. Её запустил ещё Д. Волкогонов в двухтомнике "Ленин". Волкогонову доверять не стоит, он сам русофоб и в перестройку настряпал немало антироссийских фальшивок.

В 1924 г. ЦК партии поручил Елизаровой собирание документов по истории семьи Ульяновых, а в архиве Департамента полиции она выяснила и национальность деда по материнской линии (Бланка). И согласно полученным ей сведениям, "дед" (Бланк) был уроженцем Житомира, крещеным евреем. Только это не конец истории...

Во-первых, полных тезок и притом медиков Бланков обнаружено двое или трое. Истину установила М. Бычкова, старший научный сотрудник Института российской истории. Ее удивило то, с какой растерянностью и изумлением восприняли родственники Ленина сообщение Елизаровой.

"Меня поразила эта нестыковка, и я решила провести собственное расследование. Мне удалось поработать в Казанском архиве с фондами губернского дворянского собрания и установить, что действительно существовали два Александра Бланка, биографии которых были сознательно смешаны.

Дед Ленина, Александр Дмитриевич Бланк, происходил из православного купеческого рода. Начавши службу в 1824 году, он в 40-е дослужился до чина надворного советника со старшинством (подполковник), который давал ему право на потомственное дворянство. В этом смысле его биография очень совпадает с биографией Ильи Николаевича Ульянова. Это были люди из одной среды, которым условия XIX века дали возможность быстро продвинуться по служебной лестнице и оставить своим детям право считаться дворянами...

Другой Александр Бланк, никакого отношения к Ленину не имевший, действительно существовал, был на 3-4 года старше Александра Дмитриевича и во многом повторил его служебную карьеру. Он тоже учился медицине, но служил в госпиталях и благотворительных организациях, а не на государственной службе, то есть не мог получить чина, дающего право на дворянство... Скорее это был сознательно искаженный документ, а о причинах его появления судить не берусь..."

"Поиск", № 37, 17-23.09.93. с.10».

Конец цитаты.

-2

Если б это была новейшая работа, я был бы, может, даже рад.

Но так получилось, что общепризнанным и главным специалистом по биографии Ленина является, конечно, никакой не Волкогонов, а Владлен Логинов. Въедливый честный русский историк. Лениным он занимается всю жизнь, работал во всех мыслимых и немыслимых архивах и всё-таки склоняется к версии о еврейском прадеде Бланке.

Равно как и американские учёные, которые тоже работали в украинских архивах.

Обещаю, что при случае я лично обсужу это с Владленом Терентьевичем и всё выспрошу.

Версии о немецком (а не еврейском) происхождении Бланка придерживался другой исследователь – писатель, Царствие Небесное, Сергей Николаевич Есин, автор книги «Смерть титана. В. И. Ленин».

Есин через всю жизнь пронес колоссальный интерес к Ленину, написал о нём несколько книг. Но и его книги о Ленине написаны несколько десятилетий назад.

Втайне я думаю, что Логинов прав, хотя вариант Есина – будь он доказан – огорчил бы такое количество ненавистников Ленина, что заранее становится чуть смешно за их грусть.

-3

Я сам в этих архивах не работал, но у меня есть банальные человеческие наблюдения, всегда несколько меня смущавшие в истории с еврейским прадедушкой Ленина.

Во-первых, Ленина неистово ненавидело всё наше коллективное «Эхо Москвы», нынче съехавшее в Израиль. Всё поголовно! Они ненавидели его едва ли не больше, чем Сталина. Они ненавидели его, как «чужого».

Скажем, к Марксу они всегда относились спокойнее. А тут их просто трясло.

Только не рассказывайте мне, что вся эта публика так сильно жалела русский народ, пострадавший в годы Гражданской, что с Лениным не могла смириться. Или тем более что они столь остро переживали о русской Церкви и её мучениках.

Так себе, знаете, и представляю, как очередной ведущий «Эха», оттарабанив антисоветскую программу, спешит в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке помолиться о спасении святой России. Я, по крайней мере, ни разу их там не видел, когда жил на Арбате – в 30 метрах от редакции «Эха» и в трёх минутах ходьбы от этой прекрасной церкви.

Вообще, скрывать не стану, найти русского патриота, русского мужика, русского военного и русского ученого, уважающего Ленина, можно запросто. Потому что их тысячи тысяч.

Но найти среди наших современников знаменитого еврея, который высоко ставит Ленина, ценит его и славит – та ещё проблема.

Во-вторых, сколько в портреты Ленина не вглядывайся – и фотографические, и сделанные лучшими русскими художниками, от Грабаря до Петрова-Водкина, – и там ничего специфического, «богоизбранного» не различить.

Напротив, всегда находишь подтверждение слов русского философа Николая Бердяева: «Ленин был типически русский человек. В его характерном, выразительном лице было что-то русско-монгольское. В характере Ленина были типически русские черты и не специально интеллигенции, а русского народа: простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и риторике, практичность мысли, склонность к нигилистическому цинизму на моральной основе. По некоторым своим чертам он напоминает тот же русский тип, который нашёл себе гениальное выражение в Л. Толстом».

-4

Как исключительно русского человека видели Ленина такие духовидцы русского народа, как Есенин (как минимум дважды наблюдавший Ленина вживую) и Горький; тем более что Горький знал Ленина лично и к тому же был юдофилом, еврейство ценил и понимал – но в Ленине ничего эдакого не рассмотрел.

Вообще в огромнейшем наследстве (мемуары, переписка и т. д.) современников Ленина – как его врагов, так и сторонников, как поклонников, так и ненавистников – нигде (мне точно не попадалось) не фигурирует что-то вроде таких записей: «Ой, да ты знаешь, а мне кажется, наш Ильич – еврей». Все инсинуации на эту тему имеют куда более позднее происхождение, послевоенное; связаны они, думаю, не только с антисоветскими вбросами с Запада, но ещё и с антисионистским движением в СССР. Смысл вражеских вбросов понятен: ах, вы евреев в СССР притесняете? Ну значит – «посмотрите в Мавзолей, может, там лежит еврей».

Наконец, меня всё равно втайне удивляет полное, тотальное незнание семьи Ульяновых о своем прадеде. Мы же знаем, что такое «семейные тайны»! – однажды всё равно кто-нибудь проговорится, скелет выпадет из шкафа и «тайное станет явным».

Но сестры Ленина после его смерти действительно были в шоке, когда Сталину принесли документы про Моисея Бланка! У них, что называется, сознание перевернулось! Они места себе не находили!

Да и если посмотреть огромное письменное наследие Ленина – там ничего об этом нет, ни малейшего намёка. Иногда в переписке (в том числе с матерью) мелькает еврейская тема (например, в связи с посещением В. Ульяновым спектаклей, где действуют евреи) – но речь об этом идёт как о чем-то глубоко отдельном от них, русских людей.

Он точно не знал ничего о своих еврейских предках.

Или он, напротив, наверняка знал, что он русский?

И в новейших изысканиях всё-таки есть какой-то сбой?

Нет, надо Логинову звонить. Интересно же.

В моем отношении к Ленину это не изменит ничего, хоть даже у него вместо русской линии по отцу найдут ещё и башкиров с калмыками и русского в нём вообще ничего не останется. Тоже мне невидаль. У нас полно таких.

Но доразобраться надо.

Отчитаюсь.

-5