Найти тему

По Пятницкой к ее началу. От фонтана до фонтана со множеством исторических достопримечательностей. Завершение прогулки по Замоскворечью.

Оглавление
Все фото автора.
Все фото автора.

Доброго Вам времени суток, уважаемые друзья! Сегодня мы с Вами пройдем полностью улицу Пятницкую и выйдем к ее началу на Чугунном мосту через Обводной канал, затем вновь выйдем на Большой Москворецкий мост, тем самым закончим наши прогулки по Замоскворечью. А остановились мы с Вами в прошлый раз в Климентовском переулке, еще раз полюбовавшись произведением архитектурного искусства в стиле барокко – Климентовским храмом, если не читали – можете прочитать здесь.

Фото автора.
Фото автора.

Идем к Параскеве.

Итак, теперь мы идем к тому месту, с которого и получила свое название улица Пятницкая. На этом месте до 1934 года стояла церковь Параскевы Пятницы. Но сначала мы пройдем мимо оставшихся домов усадьбы купцов Журавлевых, ведь именно братья Журавлевы в первой половине XVIII века были храмоздателями этой церкви, другими словами, на их средства эту церковь, известную с XVI века, перестраивали. А вот и флигель той самой усадьбы, под номером 27 по улице Пятницкой, в начале он был одноэтажный, затем надстроили второй этаж.

Фото автора.
Фото автора.

Перед соседним домом, построенном примерно в том же стиле, привлекает к себе внимание, а скорее не к себе, а к ресторану, декоративный объект под названием «Хатико». Это скульптура, всем известной, преданной собаки, которая ждала своего хозяина много лет.

Фото автора.
Фото автора.

Храм – метро – фонтан.

Вот теперь мы подходим к фонтану, который был установлен здесь в 2007 году, а заработал в 2008-м. Это фонтан «Адам и Ева», изображающий библейский сюжет, согласно которому Ева под райским деревом искушает Адама.

Красивый фонтан, и туристы на его фоне очень любят фотографироваться, но какое отношение он имеет к церкви Параскевы Пятницы, о которой я рассказывал? Да, в общем-то никакого, кроме того, что он находится на территории бывших владений этой церкви. И еще рядом с фонтаном расположен павильон станции метро «Новокузнецкая», а вот он как раз находится на том самом месте, где когда-то стояла церковь. Павильон этот был достроен в самый разгар Великой Отечественной войны – в 1943 году.

Фото автора.
Фото автора.

Признаюсь честно, здесь я «дал маху» и отвлекшись от всего, что вокруг, самим фонтаном, а еще фотографированием женщин-туристок на его фоне, которые попросили нас об этом, я упустил из виду даже прекрасный ампирный особняк Демидова, перестроенный по проекту знаменитого Осипа Бове после пожара 1812 года. Запечатлеть его удалось только частично, и то, вместе с фонтаном.

Две усадьбы и доходный дом.

Когда-нибудь я обязательно еще сюда вернусь и восполню пробелы! А пока мы идем дальше, и слева, на четной стороне под номером 14, мы видим симпатичный и видно, что недавно отреставрированный, дом усадьбы, построенной на рубеже XVIII-XIX веков, это усадьба Чернцовой – Варгиных – Барановых. Говорят, что в середине XIX века здесь бывал Лев Николаевич Толстой.

Фото автора.
Фото автора.

К Толстому мы скоро вернемся, а пока посмотрим на противоположную сторону улицы. Здесь мы видим бывшую городскую усадьбу Великолеповых, построенную в XVIII веке, позже перестроенную в 1817 году после московского пожара, как говорят специалисты, «в стиле зрелого классицизма».

Фото автора.
Фото автора.

А следом за усадьбой, под номером 17, расположился бывший доходный дом Громова, построенный уже в начале века XX-го, и совершенно в другом стиле – стиле модерн.

Музей Толстого.

А теперь мы возвращаемся к Толстому, как я и обещал. Для этого мы вновь возвращаемся на четную сторону улицы. Здесь, под номером 12 расположен флигель старинной усадьбы XVIII века, принадлежавший долгие годы купеческой семье Варгиных, разные поколения которых не раз перестраивали всю усадьбу, в том числе и этот флигель. А в конце XIX века вся усадьба была продана потомственной почетной гражданке Е.А. Барановой, после чего снова не раз перестраивалась.

«А при чем тут Лев Николаевич?» – спросите Вы! Дело в том, что по некоторым данным великий русский писатель в 1857 году несколько месяцев снимал этот дом. Другие исследователи жизни и творчества Толстого утверждают, что он снимал вовсе не этот дом, тем не менее, именно здесь с 1985 года размещается филиал Государственного музея Льва Николаевича Толстого. А еще он называется «Толстовский центр на Пятницкой, 12». Мы зашли во двор этого флигеля, уютный такой домик, я бы тоже здесь пожил какое-то время.

Еще одна старинная усадьба и доходный дом рядом с ней.

Напротив музея-флигеля, в глубине двора, едва просматривается еще одна старинная усадьба, на месте которой еще в XVI веке стояли палаты. В последствии она, конечно, не раз перестраивалась, в том числе и после московского пожара 1812 года, примерно в таком виде главный ее дом и дошел до наших дней. Последней ее дореволюционной владелицей была купчиха Марфа Булочкина. А после революции часть этой усадьбы заняла сначала ЧК, потом НКВД, затем отделение милиции, выехавшее отсюда несколько лет назад.

Фото автора.
Фото автора.

Слева к усадьбе примыкает бывший торговый дом Гальперина. Этот трехэтажный зеленый дом с витринными окнами на первом этаже был построен в 1909 году по заказу меховщика-миллионщика известным архитектором Федором Шехтелем, как говорят специалисты, «в стиле модерн с элементами готики».

Фото автора.
Фото автора.

Идем в Черниговский переулок.

Дальше мы проходим вдоль длинного двухэтажного дома и на перекрестке с Большим Овчинниковским переулком обращает на себя внимание трехэтажный дом с лавками-магазинами на первом этаже. Этот дом построен архитектором Эрнстом Нирнзее, автором первых «небоскребов» в Москве, перешагнувших отметку в 8 этажей, однако, этот его дом, построенный в 1902 году, не претендует на такое звание.

Фото автора.
Фото автора.

За то отсюда уже хорошо просматривается высокая трехъярусная светло-зелено-белая колокольня церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, построенная в 1781 году на углу с Черниговским переулком. Мы уже видели ее издалека, когда заходили в этот переулок с Большой Ордынки, чтобы посмотреть гимназию Касицына. Теперь пришло время посмотреть поближе.

Фото автора.
Фото автора.

Для этого мы заходим в Черниговский переулок и оказываемся в архитектурном комплексе Черниговского Патриаршего подворья, включающего в себя церковь Черниговских чудотворцев, храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, его колокольню и доходный (странноприимный) дом. Зайдя сюда, все свое внимание я обратил сначала на храм Святого благоверного князя Михаила и боярина Федора чудотворцев Черниговских.

Фото автора.
Фото автора.

Храм Михаила и Федора.

Дело в том, что еще в XIV-XV веках в этой части Замоскворечья существовал Ивановский под Бором монастырь, перенесенный Еленой Глинской – матерью Ивана IV (Грозного) в Кулишки, а на месте бывшей монастырской земли, напротив Иоанно-Предтеченского храма, в 1578 году торжественно встречали перенесенные из Чернигова мощи святых Михаила и Федора Черниговских, канонизированных в лике мучеников – они были убиты в Золотой Орде в 1246 году за отказ поклониться идолам.

Фото автора.
Фото автора.

Здесь в 1625 году в их честь была построена деревянная церковь, а в 1675 году на средства купчихи Иулиании Малютиной сооружена каменная пятиглавая церковь, сохранившаяся до наших дней практически без изменений. Правда, с западной стороны к храму примыкала шатровая колокольня, однако еще в XVIII веке она была разобрана по причине ветхости. В остальном храм остался прежним, увенчан пятью главами, под которыми расположено два ряда декоративных кокошников.

Иоанно-Предтеченский храм.

Теперь переводим наши взгляды на Иоанно-Предтеченский храм. Колокольню, построенную в конце XVIII века в классическом стиле, мы уже разглядели, а сам храм намного старше. Я уже упоминал, что здесь когда-то был монастырь «святого Иоанна Предтечи под Бором, за рекою Москвою», хотя, некоторые историки в этом сомневаются, говоря, что никакого бора в низменном Замоскворечье быть не могло.

Фото автора.
Фото автора.

Однако, есть сведения, что еще в начале XVI века придворный архитектор Василия III Алевиз Фрязин построил здесь каменную церковь. Хотя, опять же, другие говорят, что во время научных исследований никаких остатков строений XVI века обнаружено не было. Кто из них прав – трудно сказать, ведь храм много раз перестраивался: и в середине XVII века, и в середине следующего столетия. А в конце XIX века в работе над интерьерами храма принимал участие, уже давно нам знакомый, Федор Шехтель.

Фото автора.
Фото автора.

Еще не уходим, кое-что забыли.

Я уже было собирался выходить из этого переулка, но почувствовал, что что-то упустил, и, оглянувшись назад, понял, что чуть не пропустил еще один интересный дом – это доходный дом И.Ф. Нейштадта в самой глубине переулка, работы архитектора Капитолия Дулина, говорят, что это одна из лучших его работ. Этот красивый шестиэтажный дом, построенный в 1916 году в неоклассическом стиле, изобилует колоннами, полуколоннами и причудливой лепниной. Такому дому в пору стоять на центральной улице, а не в глубине переулка.

Дом водочного короля в начале Пятницкой.

Вот теперь мы окончательно выходим из Черниговского переулка и направляемся по Пятницкой в самое ее начало – к Чугунному мосту. А под номером 1, на углу с Овчинниковской набережной, расположился особняк, построенный еще в середине XIX века купцом Морковкиным, однако до наших дней дошел вид этого дома, созданный по проекту архитектора Н. А. Гейнца в середине 70-х годов того же века по заказу уже нового владельца – Петра Арсеньевича Смирнова, прозванного «винно-водочным королем Российской Империи».

Фото автора.
Фото автора.

Такое прозвище ему было дано не зря, ведь сам император Александр III пожелал, чтобы купец Смирнов стал Поставщиком Высочайшего Двора. С тех пор с обеих сторон дома, почти во всю длину здания, красуются надписи, конечно, уже восстановленные в наше время, «Поставщикъ двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Петръ Арсеньевичъ Смирновъ». После революции американцы выкупили права на фирму «П.А. Смирнов» и стали выпускать водку бод брендом «Smirnoff», правда это пойло, как говорят специалисты, выпускается совсем по другой технологии и уже не того качества. А здание это, слава Богу, было отреставрировано и красуется теперь перед въездом на Пятницкую с Чугунного моста.

Фото автора.
Фото автора.

На Чугунном мосту.

Выйдя на Чугунный мост, с него открываются очень колоритные виды в обе стороны Водоотводного канала. А сам этот мост уже четвертый по счету. Первый мост на этом месте был построен в 1785 году вместе с прокладкой Водоотводного канала, он был деревянный и назывался Высокопятницким. Затем, в течение XIX века, еще два раза старые мосты сносили, а новые строили, в том числе в 1835 году здесь построили полностью чугунный мост, тогда он и получил свое современное название. А в 1889 году, на месте того – чугунного, построили мост, доживший до наших дней, правда в 1966 году его все-таки реконструировали.

То, что Вы сейчас видели, это вид с Чугунного моста на Малый Москворецкий мост, по которому мы проходили, когда пошли на Большую Ордынку. А вот вид на другую сторону Водоотводного канала, там вдалеке мы можем увидеть Садовнический пешеходный мост и набережную слева, тоже Садовническую, напротив Овчинниковской, той, что справа.

Попрощаемся с Замоскворечьем.

Затем мы поворачиваем налево и выходим на коротенький Лубочный переулок (от моста до моста), рядом с которым установили симпатичный фонтан, и вновь заходим на Большой Москворецкий мост.

Фото автора.
Фото автора.

Здесь мы еще раз оглянемся напоследок и покинем район Замоскворечья. Даже немного жаль, но я думаю, что мы еще не раз сюда вернемся! Однако, путешествие по Москве на этом не закончено, впереди мы встретим еще много всякого интересного!

Фото автора.
Фото автора.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!