Как-то мы с вами посетили Орловщину, а сейчас предлагаю посетить Рязанскую область. Название города и промысла происходит от образа птицы Скопа – «речной орёл», «птица-рыболов».
Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году. Однако исследователи единодушно относят к 1860 году. Видимо, благодаря мастерам братьям Оводовым.
Первоначально изготавливали всякие миски, кувшины, горшки.
И игрушки-свистульки в виде коней, всадников, медведей и т.п.
К концу XIX века Скопин был уже сложившимся центром гончарного искусства, а изделия привлекали внимание коллекционеров и музеев.
Гончары освоили технологию изготовления глазури разных цветов: зелёного, коричневого, жёлтого. Во время обжига в горне крупинки глазури плавились и, стекая, образовывали потёки, за что глазурям дали название «потёчные».
В начале XX века произведения скопинских мастеров учувствуют на крупнейших выставках в Петербурге (1902) и в Париже (1900). А некоторые сосуды вошли в коллекции Щукина и Бахрушина.
В период Первой мировой войны художественный промысел резко сократился, а к моменту Октябрьской революции в Скопине осталось всего два мастера – И.И. Максимов (1881-1952) и М.И. Тащеев (1876-1956). Им удалось сохранить традиции.
Активное возрождение промысла началось только к 1934 году с созданием артели «Керамик». Но оригинальность и смелость пластических решений не позволяли выполнять так называемый план, установленный государством.
Стали теряться традиции и мастерство. Вернуться к прежнему уровню стало возможным только после Великой Отечественной войны.
В 1948 году работники Научно-исследовательского института художественной промышленности приехали в Скопин, чтобы восстановить промысел.
На тот момент в городе жил только один известный гончар – Михаил Михайлович Пелёнкин. Да и тот работал на угольной шахте...
Вскоре к нему присоединился Дмитрий Михайлович Желобов - сын знаменитого мастера. Он давно уже был на пенсии, но знал, что мастерство потомственного гончара в такое время крайне необходимо.
Так потихоньку, на голом энтузиазме, стали возрождать искусство скопинских гончаров.
В 1970-е каждый мастер нащупывает свою изюминку в исполнении. Поэтому знатоки скопинской керамики утверждают, что просто невозможно спутать автора. Видимо, это как и в Гжели. У каждого художника прослеживается своя рука.
Думаю, будет правильно озвучить имена мастеров, которые вошли в историю скопинского производства:
Михаил Михайлович Пелёнкин
Нелли Кузьминична Насонова
Александр Иванович Рожко
Мария Александровна Линёва
Зинаида Петровна Коркина
Александр Васильевич Попов
и др.
В 1980 годы новый импульс в развитии промысла дали молодые художники, которые пришли на фабрику.
Например, Татьяна Васильевна Лощинина, которая позже станет ведущим художником ЗАО «Скопинская художественная керамика».
Оригинальные изделия промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. И по сей день фабрика радует своими работами, сохраняя вековые традиции.
С остальными современными изделиями вы можете ознакомиться на официальном сайте. Меня лично заинтересовал раздел с кашпо :)
А ещё можно посетить Скопинский краеведческий музей. Там не только керамика, но и зал быта, где представлена реконструкция скопинской крестьянской избы ХIX-начала XX вв.
Благодарю за внимание!
Ваша,
Оксана Фарфоровна