Найти тему
Оксана Фарфоровна

Не боги горшки обжигают. Скопинская керамика

Как-то мы с вами посетили Орловщину, а сейчас предлагаю посетить Рязанскую область. Название города и промысла происходит от образа птицы Скопа – «речной орёл», «птица-рыболов».

Сосуд «Птица». 1980-е, Скопинская фабрика художественной керамики. Автор Мария Александровна Линева
Сосуд «Птица». 1980-е, Скопинская фабрика художественной керамики. Автор Мария Александровна Линева

Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году. Однако исследователи единодушно относят к 1860 году. Видимо, бла­го­да­ря масте­рам братьям Ово­до­вым.
Первоначально изготавливали всякие миски, кувшины, горшки.

Скопинская фабрика художественной керамики
Скопинская фабрика художественной керамики
Сосуд в виде совы. Конец XIX века.
Сосуд в виде совы. Конец XIX века.

И игрушки-свистульки в виде коней, всадников, медведей и т.п.

Игрушка-свистулька «Медведь с рыбой». 1980 год. Автор Александр Константинович Жаринов
Игрушка-свистулька «Медведь с рыбой». 1980 год. Автор Александр Константинович Жаринов
Игрушка-свистулька «Лев». Начало ХХ века
Игрушка-свистулька «Лев». Начало ХХ века

Скульптура «Рязаночка с зайцем». 1990-е. Автор Александр Константинович Жаринов
Скульптура «Рязаночка с зайцем». 1990-е. Автор Александр Константинович Жаринов

К концу XIX века Скопин был уже сложившимся центром гончарного искусства, а изделия привлекали внимание коллекционеров и музеев.
Гончары освоили технологию изготовления глазури разных цветов: зелёного, коричневого, жёлтого. Во время обжига в горне крупинки глазури плавились и, стекая, образовывали потёки, за что глазурям дали название
«потёчные».

Подсвечник в виде крокодила. Конец XIX века.
Подсвечник в виде крокодила. Конец XIX века.

В начале XX века произведения скопинских мастеров учувствуют на крупнейших выставках в Петербурге (1902) и в Париже (1900). А некоторые сосуды вошли в коллекции Щукина и Бахрушина.

Подсвечник в виде рыбы. XXI век
Подсвечник в виде рыбы. XXI век

В период Первой мировой войны художественный промысел резко сократился, а к моменту Октябрьской революции в Скопине осталось всего два мастера – И.И. Максимов (1881-1952) и М.И. Тащеев (1876-1956). Им удалось сохранить традиции.

Пятисвечник «Первоцвет». 10 800 рублей на официальном сайте skopin-keramika.ru
Пятисвечник «Первоцвет». 10 800 рублей на официальном сайте skopin-keramika.ru

Активное возрождение промысла началось только к 1934 году с созданием артели «Керамик». Но оригинальность и смелость пластических решений не позволяли выполнять так называемый план, установленный государством.
Стали теряться традиции и мастерство. Вернуться к прежнему уровню стало возможным только после Великой Отечественной войны.

Подсвечник «Генерал». 1960-1970 гг.
Подсвечник «Генерал». 1960-1970 гг.

В 1948 году работники Научно-исследовательского института художественной промышленности приехали в Скопин, чтобы восстановить промысел.
На тот момент в городе жил только один известный гончар –
Михаил Михайлович Пелёнкин. Да и тот работал на угольной шахте...

Кувшин-рыба. 1950-е, Скопинская мастерская художественной керамики. Автор Михаил Михайлович Пелёнкин
Кувшин-рыба. 1950-е, Скопинская мастерская художественной керамики. Автор Михаил Михайлович Пелёнкин

Вскоре к нему присоединился Дмитрий Михайлович Желобов - сын знаменитого мастера. Он давно уже был на пенсии, но знал, что мастерство потомственного гончара в такое время крайне необходимо.

Скульптура «Лань». 1960-е
Скульптура «Лань». 1960-е

Так потихоньку, на голом энтузиазме, стали возрождать искусство скопинских гончаров.

Эта работа просто за гранью! Не только по исполнению, а сколько сама идея. Просто не подобрать слов. Шедевр! Комплект подсвечников «Рыбки». 8 800 рублей на официальном сайте skopin-keramika.ru
Эта работа просто за гранью! Не только по исполнению, а сколько сама идея. Просто не подобрать слов. Шедевр! Комплект подсвечников «Рыбки». 8 800 рублей на официальном сайте skopin-keramika.ru

В 1970-е каждый мастер нащупывает свою изюминку в исполнении. Поэтому знатоки скопинской керамики утверждают, что просто невозможно спутать автора. Видимо, это как и в Гжели. У каждого художника прослеживается своя рука.

Подсвечник. 1970-1978 гг. Автор Зинаида Петровна Коркина
Подсвечник. 1970-1978 гг. Автор Зинаида Петровна Коркина

Игрушка-свистулька «Медведь с рыбой». 1980 год. Автор Александр Константинович Жаринов
Игрушка-свистулька «Медведь с рыбой». 1980 год. Автор Александр Константинович Жаринов

Думаю, будет правильно озвучить имена мастеров, которые вошли в историю скопинского производства:

Михаил Михайлович Пелёнкин
Нелли Кузьминична Насонова
Александр Иванович Рожко
Мария Александровна Линёва
Зинаида Петровна Коркина
Александр Васильевич Попов
и др.

В 1980 годы новый импульс в развитии промысла дали молодые художники, которые пришли на фабрику.

Игрушка «Возничий». 1980-е
Игрушка «Возничий». 1980-е
Кумган «Скопин». 1981 год. Автор Людмила Алексеевна Воронова
Кумган «Скопин». 1981 год. Автор Людмила Алексеевна Воронова

Например, Татьяна Васильевна Лощинина, которая позже станет ведущим художником ЗАО «Скопинская художественная керамика».

Свистулька «Собачка со щенком». 2006 год. Автор Татьяна Васильевна Лощинина
Свистулька «Собачка со щенком». 2006 год. Автор Татьяна Васильевна Лощинина

Оригинальные изделия промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. И по сей день фабрика радует своими работами, сохраняя вековые традиции.

Крынка «Доброе утро». 420 рублей на официальном сайте skopin-keramika.ru
Крынка «Доброе утро». 420 рублей на официальном сайте skopin-keramika.ru
Свистулька «Кот». Очень прикольные! 380 рублей на официальном сайте skopin-keramika.ru
Свистулька «Кот». Очень прикольные! 380 рублей на официальном сайте skopin-keramika.ru

С остальными современными изделиями вы можете ознакомиться на официальном сайте. Меня лично заинтересовал раздел с кашпо :)

А ещё можно посетить Скопинский краеведческий музей. Там не только керамика, но и зал быта, где представлена реконструкция скопинской крестьянской избы ХIX-начала XX вв.

Благодарю за внимание!

Ваша,
Оксана Фарфоровна