Найти в Дзене
Сделан Я в СССР

Поразительный эксперимент в СССР: школьников заставляли выбирать «класс или кошелек»

Я хотела бы поделиться с вами одним удивительным психологическим экспериментом, проведенным в Советском Союзе несколько десятилетий назад. Он касается очень важных вопросов о том, как мы, люди, принимаем решения и что именно влияет на наш моральный выбор.

Школьники в СССР
Школьники в СССР

В 1950-х годах группа советских психологов разработала необычный социальный эксперимент, чтобы изучить, как дети будут вести себя, когда им предложат выбор между личной выгодой и пользой для коллектива.

Исследователи отобрали группу школьников 9-10 лет из разных регионов СССР и привезли их в Москву якобы на соревнования по стрельбе. На самом деле, когда детей привели в тир, им сообщили, что это необычный конкурс.

Каждому ребенку давалась одна попытка выстрелить в одну из двух мишеней. Если попадешь в первую — получишь награду для себя лично, например, книгу или игрушку. Если же попадешь во вторую — приз достанется всему твоему классу, например, новое радио или телевизор. Перед выстрелом каждому участнику показывали записи предыдущих участников, якобы показывающие, что 80% детей выбирали стрелять в мишень для личной выгоды.

Каждому ребенку давалась одна попытка выстрелить в одну из двух мишеней
Каждому ребенку давалась одна попытка выстрелить в одну из двух мишеней

На самом деле эти данные были сфабрикованы. Целью было проверить, повлияет ли эта информация на решение ребенка и заставит ли его тоже выбрать личную выгоду. Организаторы хотели понять, насколько сильно мнение большинства может повлиять на моральный выбор человека.

Результаты эксперимента оказались действительно любопытными. Выяснилось, что дети из разных регионов СССР по-разному реагировали на эту ситуацию.

Например, школьники из прибалтийских республик чаще всего выбирали личную выгоду, как и «большинство» до них. Возможно, в этих регионах более развит индивидуализм и менее сильны коллективистские ценности.

-3

Однако в республиках Закавказья, напротив, практически все дети выбирали стрелять в мишень для класса. При опросе выяснилось, что многие из этих детей уже имели собственные карманные деньги, поэтому им было не так важно получить приз для себя. Зато они хотели порадовать одноклассников. Это говорит о сильно развитом чувстве коллективизма и стремлении приносить пользу обществу.

-4

Особенно меня тронули украинские мальчики и девочки. Большинство из них, несмотря на «пример» других участников, все равно выбирали мишень для класса. Видимо, в украинской культуре очень развито чувство справедливости и стремление заботиться о благе других людей. Эти дети не поддались давлению мнимого большинства и поступили так, как велела совесть.

-5

К сожалению, был и негативный пример. В одной из южных школ после эксперимента пропала винтовка из тира. Кто-то из старшеклассников, возможно, украл ее, чтобы получить выгоду для себя. Это тревожный знак, говорящий о том, что где-то не хватает воспитания в духе коллективизма и бескорыстия.


В целом, данный эксперимент наглядно продемонстрировал, как сильно различаются ценности и мотивация поведения у детей в зависимости от культурной среды, в которой они растут. Это важное открытие, которое заставляет задуматься, каким образом формируется наша мораль в детстве.

Похожий вывод можно сделать из более современных исследований. Недавно американские социологи проводили опрос среди подростков из богатых семей о том, как они представляют себе жизнь менее обеспеченных людей. Оказалось, что многие из этих подростков были искренне шокированы, узнав подробности о быте простых граждан.

Например, они не могли себе представить, что кто-то живет в однокомнатной квартире или не может позволить себе поездку к морю каждое лето. Это свидетельствует о том, насколько по-разному мы воспринимаем мир в зависимости от своего социального положения и опыта жизни в обществе.

Похожие исследования проводили и американские нейробиологи. Они обнаружили, что у детей из неблагополучных районов повышен уровень гормонов стресса и тревоги из-за постоянных лишений. Эти гормоны даже меняют структуру мозга ребенка, влияя на развитие личности. То есть бедность буквально отражается на нашей психике и физиологии!

Все эти данные еще раз подчеркивают выводы советского эксперимента о том, что социальные и экономические факторы глубоко влияют на наше мировосприятие и этические установки. А значит, чтобы воспитать справедливое и гуманное общество, необходимо создать для всех детей условия для полноценного развития и образования.

Подводя итог, хочу сказать, что этот удивительный эксперимент должен послужить для нас важным уроком. Он показывает, что понимание человеческой природы требует изучать не только психологию отдельной личности, но и те социальные условия, которые нас формируют. А еще он напоминает о том, что воспитание подрастающего поколения — это огромная ответственность общества за наше общее будущее.

Прошу поддержать меня - подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте – буду Вам благодарна 😊😊😊