Найти в Дзене
Живопись

Художник Михаил Лебедев: солнечный свет на вес золота

Романтичность сюжета «Пейзаж» Михаила Ивановича Лебедева несёт в себе сильный эмоциональный заряд, обёрнутый мягкой романтичностью сюжета. Полон внутренней динамики, и в то же время исполнен лиричной повествовательности. Пластически выразительный, написанный по преимуществу тонкими и изящными мазками, — тяготеет к художественной обобщённости. К эмоциональной фиксации ключевых элементов в сознании зрителя. Обращается к аудитории с помощью акцентуации хара́ктерных доминант формы, света и цвета. Препоручая иным элементам ландшафта формирование эстетического послевкусия зрителя. Звучит достаточно сложно. Если не парадоксально. Но вовсе не удивительно. Сам Карл Брюллов полагал автора этой картины ярчайшей из новых звёзд на небосводе европейской пейзажной живописи. Юный мастер сумел переступить рамки академизма; привнести живую динамику туда, где ранее царила лишь монументальная статика. Замысел автора Обратите внимание, уважаемый читатель, как работает продуманное чере
Лебедев М.И., «Пейзаж», 1827, холст, масло, 33,5 х 27 см, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва, Россия
Лебедев М.И., «Пейзаж», 1827, холст, масло, 33,5 х 27 см, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Романтичность сюжета

«Пейзаж» Михаила Ивановича Лебедева несёт в себе сильный эмоциональный заряд, обёрнутый мягкой романтичностью сюжета. Полон внутренней динамики, и в то же время исполнен лиричной повествовательности. Пластически выразительный, написанный по преимуществу тонкими и изящными мазками, — тяготеет к художественной обобщённости. К эмоциональной фиксации ключевых элементов в сознании зрителя. Обращается к аудитории с помощью акцентуации хара́ктерных доминант формы, света и цвета. Препоручая иным элементам ландшафта формирование эстетического послевкусия зрителя.

Лебедев М.И., «В парке Гиджи», 1837, холст, масло, 57 x 73 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Лебедев М.И., «В парке Гиджи», 1837, холст, масло, 57 x 73 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Лебедев М.И., «Васильково. Имение инспектора Академии художеств А.И. Крутова», 1833, холст, масло, 40 x 45 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Лебедев М.И., «Васильково. Имение инспектора Академии художеств А.И. Крутова», 1833, холст, масло, 40 x 45 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Звучит достаточно сложно. Если не парадоксально. Но вовсе не удивительно. Сам Карл Брюллов полагал автора этой картины ярчайшей из новых звёзд на небосводе европейской пейзажной живописи. Юный мастер сумел переступить рамки академизма; привнести живую динамику туда, где ранее царила лишь монументальная статика.

Лебедев М.И., «Вид окрестностей Альбано близ Рима», между 1835-1837, холст, масло, 32 x 40 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Лебедев М.И., «Вид окрестностей Альбано близ Рима», между 1835-1837, холст, масло, 32 x 40 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Лебедев М.И., «Вид Кастель-Гандольфо близ Рима», 1836, холст, масло, 45 x 64 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Лебедев М.И., «Вид Кастель-Гандольфо близ Рима», 1836, холст, масло, 45 x 64 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Замысел автора

Обратите внимание, уважаемый читатель, как работает продуманное чередование темных и светлых участков «Пейзажа». Как взаимно усиливаются эффекты солнечных бликов в лиственной кроне и на склоне холма — с одной стороны; и иллюзия таинственной глубины непроглядной чащобы — с другой.

Лебедев М.И., «Альбано», 1836, холст, масло, 71 x 100 см, Самарский областной художественный музей, Самара, Россия
Лебедев М.И., «Альбано», 1836, холст, масло, 71 x 100 см, Самарский областной художественный музей, Самара, Россия
Лебедев М.И., «Аричча близ Рима», 1836, холст, масло, 55 x 45 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Лебедев М.И., «Аричча близ Рима», 1836, холст, масло, 55 x 45 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

По замыслу автора косые лучи восходящего солнца лишь задевают стволы, ветви и кроны; мягко скользят по стеблям травы и песчаным откосам, выхватывая из полумрака эффектные кружева ярусов лесного полога и перепады участков песчаной тропы. Словно ветер гуляет по лесу. Тихонько шевелит листву, клонит травы, сдувает песок. А нагретые и скрытые тенью текстуры объектов интуитивно рознятся в своём поведении. И всё это великолепие — благодаря очень малым, разнонаправленным, далеко отстоящим друг от друга мазкам. Разбитый на зоны с отчётливо различающейся интенсивностью освещения, этот ландшафт переполнен движением...

Лебедев М.И., «Вилла в Италии», 1837, холст, масло, 21 x 25 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Лебедев М.И., «Вилла в Италии», 1837, холст, масло, 21 x 25 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Лебедев М.И., «В ветреную погоду», 1833, холст, масло, 22 x 18 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Лебедев М.И., «В ветреную погоду», 1833, холст, масло, 22 x 18 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Его звали Михаил Иванович Лебедев

Судьба отвела ему всего-навсего 26 лет жизни. И позволила написать не так уж много картин. Сегодня каждая из них — на вес золота. Приятного Вам просмотра, уважаемый читатель.

Автор: Лёля Городная.📌 Телеграм