Canon of Sherlock Holmes включает 60 произведений (56 рассказов в 5 сборниках и 4 повести), написанных оригинальным создателем данного персонажа — сэром Артуром Конан Дойлем.
Артур Конан Дойл (1859 – 1930). Толчком к написанию детективных произведений магистра хирургии (в 1881 г. он получил диплом бакалавра медицины и до 1882 г. служил хирургом на борту нескольких судов) послужила несостоявшая медицинская практика в приморском городке Саутси. Пациентов у доктора было мало, и он решил написать в духе таинственных историй Э. По или французского писателя Эмиля Габорио. Так в 1886 г. он написал повесть «Этюд в багровых тонах», где впервые родился парный детективный конферанс Шерлок Холмс и его незадачливый помощник доктор Ватсон, где разработал основы современного детектива и предложил читателю тайну как интеллектуальную головоломку. Но, несмотря на это обстоятельство, читательского успеха эта повесть не имела.
Спустя три года американо–английский «Ежемесячник Липпинкотта» заказал Дойлу еще одну историю о Шерлоке Холмсе, и в 1890 г. появляется другая повесть под названием «Знак четырех».
Затем, разрывающийся между призванием писателя и карьерой врача писатель уезжает в Вену изучать науку офтальмологию. Вернувшись в Лондон, открывает практику, но по – прежнему пациентов у него немного. Он продолжает находить отдохновение в литературном творчестве и изобретает новую литературную форму: серию рассказов с одним главным персонажем. Так в журнале «Стрэнд» появились «Приключения Шерлока Холмса», сделавшие их автора знаменитым. Приведем высказывание самого писателя по поводу этой литературной формы: «…Мне всегда казалось, что обычные публикации с продолжением скорее мешают, чем помогают журналу, поскольку рано или поздно читатель пропускает номер и теряет всякий дальнейший интерес. Совершенно очевидно, что идеальным компромиссом был бы постоянный герой, но в каждом номере должен быть законченный рассказ, чтобы читатель точно знал, что сможет читать весь журнал» (А.К. Дойл).
1) Массовая культура жёстко структурирована. Структура рассказов о Шерлоке:
Во всех рассказах о гениальном сыщике присутствуют общие композиционные элементы: Сыщик и его помощник предаются воспоминаниям о прежних делах, о разгаданных преступлениях. Это увертюра, настраивающая читателя и погружающая его в состояние ожидания. Появление клиента, сообщающего о таинственном происшествии (убийстве, похищении и т.д.)
Деловая часть рассказа – расследование. Шерлок Холмс собирает улики. Ватсон даёт уликам неверное толкование. У него здесь двойная функция: увести читателя по ложному следу и подготовить «возвышение» великого детектива, проникающего в святая святых – тайну.
Расследование на месте преступления. Преступник. Улики на месте (псевдопреступление, псевдоулики). Казённый сыщик (антагонист (непримиримый противник) великого детектива – инспектор Лейстрейд) даёт ложную разгадку. Интервал, заполненный размышлениями Ватсона, не понимающего в чем дело. В это время Ш. Холмс, скрывая напряжённую работу мысли, курит или играет на скрипке, после чего соединяет факты в группы, не давая окончательного вывода.
Развязка по преимуществу неожиданная. Ш. Холмс даёт аналитический разбор фактов.
2) Массовая культура популярна, т.е. имеет коммерческий спрос; распространяется в широких слоях общества:
До самого конца жизни К. Дойлу суждено было нести лавры «создателя великого сыщика». Всего писатель написал 56 рассказов и 4 повести о нем. В 20-х гг. XX в. В Англии и Америке появились общества поклонников этого сыщика. К Ш. Холмсу относятся уже не как к литературному герою, а как к живому персонажу, жившему во второй половине XIX в. Рассказы и повести О Ш. Холмсе экранизируются чаще любых других произведений мировой литературы. Согласно «Книге Рекордов Гиннеса», в XX в. знаменитый сыщик появился в 211 фильмах. Возникает вопрос: в чем состоит читательский интерес к этому герою?
3) Массовая культура демонстративно тривиальна, т.е. содержательно основана на распространении неких «общих мест», стереотипов, важных в системе ценностных предпочтений общества в определенной конкретно-исторический период
Во-первых, уровень английской полиции во второй половине 19 веке был объективно низок. Возможно, он был высок по сравнению с уровнем правоохранительных органов других стран, но уже не удовлетворял потребностям общества. Возможности научного сбора доказательств, ведения расследования. Даже создание фотобанка преступников только началось, а фотографирование отпечатков, научных методов экспертизы надписей, химической экспертизы следов крови просто не существовало. Поэтому вероятность судебной ошибки была очень велика. Статьи о судебных процессах, где главным доказательством было утверждение "Кто же кроме него, больше некому", раздражало общество, которое понимало, что подлинных и достаточных доказательств вины просто не было. Поэтому рассказы о сыщиках - любителях, которые обладали невероятным интеллектом или применяли новые способы расследования, вызывали большой интерес.
Во-вторых, рассказы реанимировали старую схему рыцарских романов. Благородный рыцарь (Шерлок Холмс) и его верный оруженосец (Доктор Ватсон) приходят на помощь невинным жертвам злодеев. Кстати, сам Конан Дойл понимал эту отсылку к средневековому наследству и в "Знаке четырех" Ватсон озвучивает эту версию.
Несмотря на огромную популярность серии книг о Шерлоке Холмсе, автор в 1893 г. решил закончить написание детективных романов про него, чтобы начать писать исторические романы.
Поэтому автор делает так, что гениальный сыщик погибает в схватке с доктором Мориарти у Рейхенбахского водопада. Реакция читателей была неожиданно. Они называют писателя «убийцей» и требуют вернуть этого героя. Восемь лет писатель не реагировал на требования читателей и только в 1901 г. входит в свет повесть «Собака Баскервилей», с пояснением, что эта история произошла еще до «гибели» Холмса. А в 1903 г. начал новую детективную серию «Возвращение Шерлока Холмса, в которой окончательно воскресил его. Последний сборник «Архив Шерлока Холмса» был выпущен в 1927.