Найти тему
Сергей Е.ДИНОВ

СЕРГЕЙ СТЕБЛОВ. Я ЗНАЮ, КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ. ЧАСТЬ 3.

Режиссер-постановщик Сергей Стеблов. Репетиция с актерами.
Режиссер-постановщик Сергей Стеблов. Репетиция с актерами.

(сага о подставах в кинопроизводстве)

Вот к кому-к кому, во время съемок нашего фильма, не было никаких претензий ни у режиссера-постановщика, ни у второго режиссера, так это к Народным и Заслуженным. Профессионалы высокого уровня.

Галина Александровна Польских, моя любимая актриса, прекрасно отыграла роль мамы главного героя (С.Шнырев). Сценарист счастлив.

Народная артистка РСФСР, Галина Александровна Польских.
Народная артистка РСФСР, Галина Александровна Польских.

- Какой чудесный бред вы придумали! – сказала она мне, посмеиваясь, в перерыве съемок на даче. – Наступить, на штыковую лопату и получить по лбу?! Смешно. По классике это должны быть грабли!

Но об этом эпизоде на съемочной площадке позже.

Съемки, кстати сказать, проходили на арендованной даче недалеко от "Суперсельпо". Как же не подснять вывеску?!

Только в России! Спешите видеть и посетить!
Только в России! Спешите видеть и посетить!

Прекрасно отыграл свою роль директора мультипликационной студии по фамилии Кошмар (с ударением на букве "О") Евгений Юрьевич Стеблов. Грозный и отходчивый, немногословный, с прекрасным чувством юмора, справедливый ментор, терпеливый к чудачествам художников, хандре творческих личностей. Терпеливый, но не всегда...

Народный артист РФ Евгений Юрьевич Стеблов в роли директора студии.
Народный артист РФ Евгений Юрьевич Стеблов в роли директора студии.

На директорском столе в кадре фильма зашевелилась от ужаса даже кукольная, мультипликационная ворона, испуганно взмахнула крыльями и прикрыла голову, когда «директор» повысил голос, устроил разнос, как администратору, Максу (М.Полицеймако) за то, что художник (С.Шнырев) подводит студию со своим «творческим кризисом» и не является даже на совещания.

Пронзительная и трогательная сцена случилась у персонажа Стеблова-старшего с его верным секретарем, женщиной, которая была его преданной помощницей долгие годы. Немолодые люди, они, практически, признались друг другу в любви, решили, наконец, создать семью…

Режиссер, Стеблов-младший тихонько и восхищенно похмыкал перед «подсмотровым» монитором при съемке эпизода, сдержанно признался мне:

- Не ожидал, что отец проникнется нашим сюжетом фильма и с первого дубля будет так выкладываться.

- Похвали актера, режиссер-постановщик, - предложил я.

Сергей улыбнулся и отмолчался.

Актриса Людмила Алёхина в роли секретаря Раисы.
Актриса Людмила Алёхина в роли секретаря Раисы.

К сожалению, актриса Людмила Алёхина, которая прекрасно сыграла роль секретаря директора студии в скором времени умерла. Говорят, тромб. Остановилось сердце. Или всё же онкология, по другим сведениям.

Сцена в фильме от этого трагического известия наполнилась более глубоким, философским смыслом о нашей бренной, скоротечной жизни.

При съемках в огромном зале ресторана, где директор студии «с размахом» устроил презентацию нового проекта для итальянцев, заказчиков полнометражного мультфильма об «инопланетянке Нее», Стеблов-старший сыграл свою роль безупречно, но в финале диалоговой сцены с художником (С.Шнырев), на крупном плане, когда в кадре отсутствует партнер по сцене, ошибся в «восьмерке», то есть, сказал свою реплику не в ту сторону, где в тот момент, якобы, находился художник. Мы с режиссером сами были виноваты, надо было подыграть Евгению Юрьевичу из-за видеокамеры.

Я обратил на это внимание Стеблова-младшего, попросил снять еще один дубль, да и реплику «директора» Стеблову-старшему произнести более душевно, проникновенно, ведь он как бы напутствует молодого художника-мультипликатора, передает ему творческую эстафету.

- Сам скажи об этом, - негромко попросил Стеблов-младший. – Отец может меня не послушать.

Без вопросов. Подошел к Евгению Юрьевичу, деликатно пояснил, что именно хотелось бы получить в этой финальной сцене в ресторане, какой смысл она несет для всего сюжета. Стеблов-старший насмешливо взглянул в сторону режиссера-постановщика, притаившегося в сумерках съемочной площадки за видеокамерой, шутливо проворчал:

- Побоялся Народным сделать замечание!

- Своим авторитетом вы задавили не только сына, - отважился и я на шутки.

Стеблов-старший добродушно рассмеялся и отыграл дубль великолепно, душевно и проникновенно.

Великое счастье работать на съемочной площадке с актерами высочайшего, профессионального уровня.

Только не для нашей административной группы. Некоторые из них таскали с «игровых» столов «исходящий реквизит», фрукты, закуски, попивали «колу» и не только, рассказывали друг другу анекдоты, шушукались, хихикали, пока мы снимали диалоговые сцена «на двоих» в «диванном» уголке ресторанного зала.

Массовка и эпизодники в это время вели себя пристойно, не мешали съемочному процессу.

Второй режиссер, организатор «площадки» начал тихо свирепеть.

К этому эпизоду фильма Нею (Е.Захарова) облачили в потрясающее, вечернее платье, ниспадающее к ее туфелькам сверкающим шлейфом.

Примерно так выглядела актриса Елена Захарова в фильме в сцене презентации.
Примерно так выглядела актриса Елена Захарова в фильме в сцене презентации.
Нам с режиссером-постановщиком хотелось видеть Лену Захарову в таком образе.
Нам с режиссером-постановщиком хотелось видеть Лену Захарову в таком образе.
Или в таком образе. Продюсер не согласился.
Или в таком образе. Продюсер не согласился.

По сюжету, Нея вызвалась быть ведущей вечера и всей презентации проекта своего возлюбленного художника (С.Шнырев). Надо было отснять с операторским краном на рельсах ее эффектный подход через весь зал к «директору» (Е.Стеблов) и группе «иноземцев» («итальянцы» Л.Кулагин, В.Носик, в роли переводчицы Елена Никишина), а затем диалоговую сцену между ними. Костюмеры долго и аккуратно оправляли на актрисе складки платья, воротничок, затем пояснили разгневанному и нетерпеливому второму режиссеру, то есть, мне, сколько это «драгоценное» платье, взятое костюмером по знакомству в «шоу-руме для олигархов» по знакомству, стоит в долларах, если мы хоть немного повредим его. А второму режиссеру надо было «вписаться» в регламент съемок и в положенные часы аренды всего ресторана. Он пыхтел, терпел и пока помалкивал.

Режиссер-постановщик скомандовал:

- Камера! Мотор! Начали!

Красавица Нея (Е.Захарова) плывущей походкой «инопланетянки» направилась через зал к «иностранцам», а молоденькая ассистент костюмера всё еще тянула руку, бежала следом за актрисой, оправляя на ней шикарное платье.

Тут уж второй режиссер не выдержал, взорвался, разбросал по всему залу свое негодование, заорал «стоп!» и устроил разнос не только ассистентке, но и администраторам группы, кто громко шептался, шипел открываемой «колой» и громко чавкал «исходным реквизитом», при всем том, что режиссер-постановщик оставался голодным, как, собственно, и второй, режиссер.

Дальнейшие съемки в ресторане прошли безукоризненно. Для многих членов съемочной группы, не только для Продюсера, второй режиссер стал неприятелем.

Разговор о «неприятельстве» более подробно, может быть, в «четвертой» части «Саги о подставах», особенно, когда административная группа начала беззастенчиво приворовывать, растаскивать по карманам бюджет фильма, намеренно завышать расценки на аренду реквизита, съемочных объектов и проч. Это началось на втором проекте нашего ЗАО. Но не было так откровенно заметно.

Человек я опытный в кинопроизводстве, провел достаточно проектов и как исполнительный продюсер, когда приходилось контролировать и распределять, доверенные инвестором, приличные бюджеты фильмов.

Например, на полнометражном кинопроекте «СекСказка» с Людмилой Марковной Гурченко в главной роли (режиссер Е.Николаева, 1989-1990гг), снятом при участии литовской киностудии.

Это отдельный рассказ, как мы приехали с генеральным продюсером из Одессы в Литовскую ССР, а по окончанию съемок фильма уезжали из государства Литва.

Так вот, о приписках и растаскивании бюджетных средств.

Для эпизода падения метеорита близ автозаправки, в котором, по сюжету, едва не погибла персонаж Лены Захаровой, мы искали объект для съемок неделю.

В выходной день, возвращаясь обратно в город по Осташковскому шоссе мимо Мытищ, обратил внимание на автозаправку почти в «чистом поле». Еще не было плотной застройки. Как раз то, что нужно для съемок. С компьютерной графикой можно было бы шикарно «дорисовать» подлёт метеорита к Земле и устроить эффектный взрыв.

Зарулил на автозаправку, без проблем договорился с владельцем об аренде «угла» площадки, не останавливая работы самой заправочной станции.

Во время съемок на «длинном фокусе», Лена Захарова сама бы подъехала на машине к бензоколонке. Затем отдельно мы бы подсняли ее ссору и «ругачки» с сотрудниками заправки, как говорил режиссер, чтобы пояснить зрителю вздорный характер персонажа и ее несносный характер… до взрыва метеорита.

Звоню Продюсеру, докладываю, что договорился с автозаправкой почти у МКАДа за тысячу условных единиц на весь съемочный день.

На что Продюсер отвечает, что Задиректорша уже подписала договор с другой заправкой и выплатила аванс, при общей сумме аренды в три семьсот.

Ладно, подумал я, опоздал.

Приезжаем на съемки. Автозаправка находится в жилом квартале, среди кирпичных многоэтажек, с густыми и тенистыми кронами огромных деревьев вдоль проезжей части и аллей.

Каких «трудодней» и средств стоило в то время «вырезать» эти строения и деревья при монтаже фильма в «компьютере» тоже отдельный сказ.

Более всего меня расстроила цена за аренду в таком неудобном для съемок месте. Высказываю свои сомнения Продюсеру, рассказываю о «классной» заправке близ Мытищ, на что получаю ответ, что я не предоставил ему вовремя фотографии с возможного объекта.

- Причем тут фотографии?! – возмущаюсь я, как соучредитель нашего ЗАО. – Мне, кажется, нам с тобой очередную переплату за объект устроили.

Разумная экономия средств по ЗАО шла только на пользу дальнейшего развития кинопроизводства.

Нет же. «Неприятельство» в действии.

Продюсер опять заранее был «обласкан» администрацией группы, для него был устроен под «сенью древ» отдельный уголок с раскладным столиком и стульчиком на съемочной площадке, где разложены легкие закуски, а в керамической чашечке и кофейничке был налит явно не кофе.

Правоту моих предположений Продюсер осознал только на четвертом, завершающим для нашего ЗАО, проекте, в котором я отказался участвовать, особенно, при этой административной группе. В титрах четвертого фильма моего имени нет.

Заранее можно сказать, что по завершению финального проекта, Продюсер вызвал своего товарища с экономическим образованием. Тот провел аудит документов. Выяснилось, что ЗАО не досчиталось только на последнем проекте приличной суммы: миллион семьсот в рублях.

На что Замдиректорша, на встрече в офисе, арендованном нами на территории завода близ Киевского вокзала, не моргнув, что называется, глазом, преспокойно заявила:

- Давайте снимать следующий фильм, с него мы отдадим все долги!

Потрясающе! То есть, нам надо по ЗАО получить от «Стар-медиа» бюджет на следующий фильм, с которого «наши администраторы» украдут чуть меньше средств, таким образом, «компенсируют» наши потери на предыдущих фильмах.

Вот эт-то наглость и прямолинейность, вернее, криволинейность наших временных союзников.

Не вникал в дальнейшие разборки Продюсера с «нашими администраторами». Производственные пути наши разошлись. Я отправился в «автономное плавание», вернулся к сценарным разработкам по анимационным проектам.

Но начиналось-то знакомство с будущими «попутчиками» очень даже неплохо.

(продолжение саги следует)

P.S. (После Написанного!) Наш неудавшийся телепроект с Сергеем Стебловым преследует меня своей «кривизной» до сих пор. Сегодня, в день размещения этой заметки на своем канале на Дзене, пытаюсь найти в "инете" фамилию актрисы, кто снималась у нас в роли секретаря директора мультстудии. Нашёл. Людмила Алёхина. Но в Яндексе, среди фотографий актеров фильма «Я знаю, как стать счастливым» нахожу, рядом с фотографией Алёхиной… нет, не свою фотографию, но которая подписана моим именем.

И тут даже сценариста и второго режиссера лишили визуальной славы!

Вот такая подробная «Сага о подставах в кинопроизводстве»… чтобы зритель понимал, с какими сложностями сталкиваются сценаристы и режиссеры в «продюсерском кинематографе».

Актеры фильма "Я знаю, как стать счастливым" (по версии Яндекса)))
Актеры фильма "Я знаю, как стать счастливым" (по версии Яндекса)))

(продолжение следует)

#стеблов #стебловсергей #съемкифильма #рассказыокино #актеркино #режиссеркино #съемкифильма #неудачивкино #уходвмонастырь #язнаюкакстатьсчастливым