Найти тему
KinoGeek

Все фильмы Ридли Скотта: от худшего к лучшему

Оглавление

Ридли Скотт - один из культовых голливудских постановщиков, за плечами которого имеется вагон и маленькая тележка собственных шедевров, и ровно столько же колоссальных провалов. Карьера и репутация сэра Деда в современном Голливуде уже давно пошатнулась, что, однако, не мешает ему продолжать творить на старости лет и придумывать новые разнообразные истории, "покоряя" то один, то другой незнакомый или старый жанр. В честь выхода новой масштабной работы Ридли, "Наполеона", я решил собрать в один единый рейтинг все проекты режиссёра, разделив их по местам от худшего к самому лучшему. Для этого я воспользовался подсчётом средних зрительских и журналистских баллов с таких киноагрегаторов, как: Кинопоиск, IMDb, Letterboxd, Rotten Tomatoes и Metacritic

Для всех неумеющих читать предисловие, в очередной раз поясняю, что данный рейтинг - не субъективное мнение автора канала. Приятного прочтения!

26. "Советник" (2013)

Средний балл - 52,4%

-2

Ни для кого не секрет, что ближе к эпохе 2010-х, старина Ридли начал сдавать позиции: окончательным разочарованием для поклонников его творчества стал "Советник". А что ещё более обидно: у фильма был просто колоссальный потенциал для того, чтобы стать шедевром. Звёздный актёрский состав, в лице Майкла Фассбендера, Пенелопы Крус, Кэмерон Диаз, Брэда Питта и Бруно Ганца, а сценарий писал сам Кормак МакКарти, прославленный американский литературный классик, из-под пера которого вышли романы "Старикам тут не место", по которым позже снимут свой главный шедевр братья Коэны, и "Дорога". Но увы, "Советника" не спасает абсолютно ничего: это хаотичное, энергичное, драйвовое, безумное, но вместе с этим ещё и дуболомное, бестолковое, сумбурное и пошлое месиво без единой и внятной истории. Ленту не спасает ни МакКарти, который в очередной раз доказал, что может писать лишь книжные истории, ни посредственная режиссура самого Ридли Скотта, ни звёздный каст. Главный провал в карьере обсуждаемого в сегодняшней статье творца

-3
- Мужчин, конечно, тоже привлекают женщины с недостатками, но их иллюзия заключается в том, что они могут их исправить. Женщины не хотят ничего исправлять. Они хотят только, чтобы их развлекали. Правда о женщинах в том, что с ними можно делать всё, что угодно, только не надоедать им.

25. "Исход: Цари и боги" (2014)

Средний балл - 54,3%

-4

Ранее Ридли Скотт был настоящим королём пеплумов в Голливуде, однако эти времена окончательно и бесповоротно ушли, что в очередной раз доказал новый проект постановщика: "Исход: Цари и боги" - это настолько не ровная, сумбурная, хаотичная и мыльная каша, которую авторы будто бы старались состряпать на скорую руку, что даже если закрыть глаза на сильные исторические неточности (на примере недавнего "Наполеона" мы уже поняли, что проекты Ридли - в первую очередь художественное кино, а не псевдодокументальное), "Исход" действительно сложно за что-то похвалить: симпатии или привязанности к блеклым персонажам нет, хороших и масштабных баталий, присущих предыдущим пеплумам Ридли, нет, красивого визуала (это самый графонистый проект в карьере постановщика) тоже нет. С "Исходом" даже преданная фанбаза режиссёра окончательно поняла, что сэр Дед растерял прежнюю хватку и более не может в создание хороших пеплумов. А может дело в том, что сам пеплум, как жанр, банально устарел?

-5
- Кто делает тебя счастливым?
- Ты.
- Что самое важное в твоей жизни?
- Ты.
- Где бы ты предпочёл быть?
- Нигде.
- И когда ты покинешь меня?
- Никогда.

24. "Легенда" (1985)

Средний балл - 58,5%

-6

После трёх колоссальных успехов, сэра Деда распёрло на посредственный выбор следующих проектов в карьере: и после крышесносящего "Бегущего по лезвию", Ридли Скотт решил поставить и снять блеклую шаблонную фэнтези-сказку с тогда ещё молодым и особо не популярным Томом Крузом в главной роли. "Легенда" - буквально сборная солянка из всех присущих данному жанру клише и лекалов, начиная с персонажей, и заканчивая сюжетными поворотами. И может для 1985-го года "Легенда" действительно и сработала бы как надо (а впрочем, как мы видим по оценкам критиков и зрителей в то время, не сработала), но сегодня это один из самых слабых, бездушных и ленивых фильмов в карьере Ридли Скотта, в котором стиль обсуждаемого постановщика не читается от слова совсем

-7
- Мечты юности - это сожаления зрелости.

23. "Тот, кто меня бережёт" (1987)

Средний балл - 60,7%

-8

Но даже после провала "Легенды" Ридли решил не останавливаться, и в качестве следующего для своей карьеры проекта выбрал очередную шаблонную историю, на сей раз - криминальную любовную историю в духе будущего "Телохранителя" 1992-го года. "Тот, кто меня бережёт" - максимально наивная шпионская история, перерастающая чуть ли не в полноценную мелодраму ближе к третьему акту, и большинство зрителей сочло эту идею банальной и исчерпавшей весь своей потенциал даже на момент выхода ленты в далёком 1987-м: фильм не хочется сильно ругать, но его основная проблема кроется в том, что... хвалить его тоже не за что. Ну и отсутствующий стиль постановщика в создании проекта сыграл свою роль в провале "Того, кто меня бережёт"

-9
- Я люблю твоего мужа, Элли, но он придурок.
- Я знаю... но он мой придурок.

22. "Робин Гуд" (2010)

Средний балл - 61,7%

-10

Даже из истории про ушлого лесного разбойника Робина Гуда сэр Ридли Скотт умудрился сделать некое подобие средневекового пеплума: где на передний план выходит не приземлённая история об обкрадывании богатых и подачках бедным, а настоящая военная кампания, посреди которой и находится главный герой в исполнении как всегда неподражаемого Рассела Кроу. "Робин Гуд" - полноценный неофициальный киноприквел известной каждому человеку английской легенды, и Ридли попытался сделать из её реинкарнации нечто кардинально новое и оригинальное. Но по пути наткнулся на гору клише, растянув маленький сюжет на длинные два с половиной часа хронометража, тянущихся по ощущениям в два раза больше. Даже визуалом постановщик не смог спасти общее положение: он в фильме такой же посредственный, как и сценарий

-11
- Каково ваше мнение о моём крестовом походе? Будет ли Бог доволен моей жертвой?
- Нет, не будет.
- Почему вы так думаете?
- Резня в Акре, сэр.
- Говорите громче!
- Когда Вы заставили нас собрать вместе две с половиной тысячи мусульманских мужчин, женщин и детей; молодая женщина у моих ног, со связанными руками, она посмотрела на меня снизу вверх. В ее глазах не было страха, не было гнева. Была только жалость. Она знала, что когда Вы отдадите приказ, и наши клинки опустятся на их головы, что в этот момент мы станем безбожниками. Все мы. Безбожники.

21. "Солдат Джейн" (1997)

Средний балл - 62,4%

-12

Смешайте в сборку политическую мелодраму о сильной женщине, бросившей вызов капиталистической системе родного государства ради патриотической идеи, и военную драму, кишащую экшеном - что вы получите? Как минимум, хороший фильм? Не в случае "Солдата Джейн": 1990-е были поистину разочаровывающим десятилетием для Ридли Скотта (хоть и не полностью, ввиду одного отличного фильма, о котором речь пойдёт уже в самом низу рейтинга), и даже "Джейн", с изначально занимательным концептом истории, провалилась в пучине амбиций постановщиков проекта. В ленте должному вниманию не уделяется ни одной из обсуждаемых тем: даже то же самое классовое половое неравенство обговаривается вскольз, а экшен во время боевых действий оставляет желать лучшего. Да и кому вообще нужна "Солдат Джейн", если уже через четыре года Ридли представил намного более лучший вариант трагического военного фильма?

-13
- Боль - ваш друг, ваш союзник, она подскажет вам, когда вы серьезно ранены, она не даст вам уснуть и разозлит, напомнит вам закончить работу и убираться к чертовой матери домой. Но знаете, что самое лучшее в боли?
- Не знаю!
- Она дает вам знать, что вы еще не умерли!

20. "Чужой: Завет" (2017)

Средний балл - 63%

-14

После череды громких провалов в эпохе кинематографа 2010-х, Ридли Скотт вернулся к своему дебютному успеху в сфере индустрии: франшизе про инопланетных хищников - ксеноморфов. И если "Прометей" для вселенной картин был больше оригинальной перестановкой, где жанр сместился с атмосферного хоррора на фантастический детектив, то вот при создании "Завета" Ридли захотел полностью вернуться к истокам своей молодости. Однако фильм не работает ни в одном из направлений: он буквально забивает огромный болт на все заданные в "Прометее" сюжетные линии и вопросы, и вдобавок не привносит во франшизу ничего нового. Фактически, "Завет" - это рескин самого первого "Чужого", только в разы тупее, скучнее, дуболомнее и шаблоннее. Очень жаль, что из-за собственных амбиций и желаний что-то доказать зрителю, режиссёр забил на "Прометея", который прошёл проверку временем и оказался для франшизы глотком свежего воздуха

-15
- Когда не хватает одной ноты, это в конечном итоге разрушает всю симфонию, Дэвид.

19. "Хороший год" (2006)

Средний балл - 63,3%

-16

У каждого режиссёра должно быть несколько жанров, в которых они ловко и умело работают руками, и несколько таких, к которым им даже притрагиваться не стоит, ввиду неопытности и отличительного стиля. Однако в 2006-м году Ридли Скотт решил бросить вызов системе, поставив и сняв "Хороший год": милый и розовый ромком с Расселом Кроу и Марион Котийяр о шаблонных романтических отношениях между протагонистами. И в этом же и кроется вся проблема ленты: режиссёру не интересно работать со своими персонажами, со своей историей, вследствие чего в "Хорошем году" полностью отсутствует фирменный стиль постановщика. Да, мило, красиво, стереотипно и сопливо - но за этими качествами обычно должно крыться и что-то ещё. Если говорить про сильных представителей данного жанра

-17
- Вы поймете, что человек ничему не учится, постоянно выигрывая. Однако сам факт проигрыша может выявить великую мудрость. Не в последнюю очередь это, э-э... насколько приятнее выигрывать. Проигрывать время от времени неизбежно. Фокус в том, чтобы не превратить это в привычку.

18. "Чёрный дождь" (1989)

Средний балл - 63,7%

-18

Полицейские боевики с именитыми молодыми голливудскими звёздами - своеобразный тренд для кинематографа 1980-х, который крепко укрепился в сердцах многих зрителей (в особенности зрителей СНГ-стран, недаром сегодня даже самые посредственные представители жанра тех времён вспоминают с любовью и ностальгией), исключением в правиле не стал первый и последний проект Ридли Скотта в жанре полноценного дуболомного криминального боевика: "Чёрный дождь" с молодым Майклом Дугласом - буквально фильм, знаменующий своей концовкой окончание той длинной эпохи, в котором, к сожалению, трудно выделить свои обособленные преимущества или недостатки. Подобные ленты мы с вами видели уже сотню раз, только делает ли это "Дождь" значительно хуже? Я так не думаю

-19
- Просто надеюсь, что в этом здании есть кто-нибудь, кто говорит по-английски, мать его.
- Помощник инспектора Мацумото Масахиро, отдел уголовных расследований, полиция префектуры Осака. И я действительно говорю по-английски, мать вашу.

17. "Белый шквал" (1995)

Средний балл - 63,8%

-20

Ридли Скотт явно любит фильм "Общество мёртвых поэтов", недаром "Белый шквал" - буквально точь-в-точь копия шедевра Питера Уира, с поправкой на смену сеттинга и главнодействующих актёров. Только вот Ридли не учёл того, что сделало "Общество" и прочие подростковые фильмы про ментальное взросление такими успешными: явно не обговаривание в лоб всех основных проблем главных героев, чтобы даже самый тупой зритель догадался о причинах тех или иных конфликтов между персонажами одного и другого поколений. "Белый шквал" изо всех сил пытается говорить нам про правильность сменяемости поколений, но получается это у него так сухо, блекло и нудно, что на выходе о ленте быстро забываешь. А запоминается в ней разве что парочка визуально красивых сцен: недаром эпицентром истории становится шторм посреди океана, захвативший в свои объятия маленький корабль на борту с протагонистами

-21
- Вы не можете убежать от ветра. Поднимите паруса, повернитесь лицом к музыке и продолжайте движение.

16. "Совокупность лжи" (2008)

Средний балл - 65,1%

-22

Тот фильм, с которого карьера Ридли Скотта постепенно начала приходить в упадок: и положение не смог спасти даже Леонардо ДиКаприо в главной роли. "Совокупность лжи" - это максимально наивный и прямолинейный "шпионский" (выделил в кавычки, поскольку от шпионского жанра там только название) боевичок про ликвидацию террористических угроз с Ближнего Востока, где параллельно с дёргаными и неровными экшен-сценами прослеживается банальный мотив о недоверии и предательствах. Максимально патриотичное американское кино, которое столь же сильно сможет понравиться только самим американцам. Ну и самому Ридли Скотту

-23
- Знаешь, ты всегда можешь определить, кто заботится о тебе больше всего, по тому, кто первым приходит навестить тебя в больнице.

15. "Ганнибал" (2001)

Средний балл - 65,5%

-24

К сожалению, участь "франшизности" постигла даже серию фильмов про умного и расчётливого каннибала Ганнибала Лектера. После крышесносящего успеха "Молчания ягнят" (особо после не особо успешного "Охотника на людей", первой части), продолжение этой истории передали в руки Ридли Скотту, который превратил нового "Ганнибала" в шаблонно-голливудское кино, утратив всю харизму и очаровательность приквела. Сам антагонист стал простым и приземлённым, как и протагонисты, сюжет максимально упростили и написали под всех зрителей разом, выкинув за ненадобностью всю глубину сценариев предыдущих фильмов, и на выходе мы получили очень шаблонный и стандартный проект про Лектера, который таковым даже не имеет права называться. После чего данная франшиза начала окончательно угасать: успех "Молчания ягнят" никто в будущем так и не смог повторить

-25
- Люди не всегда говорят вам, о чем они думают. Они просто следят за тем, чтобы вы не продвигались по жизни.

14. "Все деньги мира" (2017)

Средний балл - 68%

-26

Достаточно неплохой напряжённый драматический триллер по мотивам реальных событий, в историю которого Ридли Скотт попытался привнести толику своей авторщины. Местами - получилось, местами - нет. "Все деньги мира" - максимально аккуратная адаптация событий середины 1970-х годов, с великолепными актёрскими работами Мишель Уильямс и Марка Уолберга, однако вся неплохая конструкция ленты начинается рассыпаться как карточный домик уже в третьем акте: где сценарно не работает ни один из сюжетных поворотов, пропадает вся химия между актёрами, а история уводит зрителей куда-то в диаметрально противоположное русло. "Все деньги мира" - всё ещё достаточно неплохой проект, особенно для позднего Ридли Скотта, но если сравнивать его с предыдущими лентами постановщика - лента безбожно тонет в пучине собственной карикатурности

-27
- В прекрасных вещах есть чистота, которую я никогда не смог бы найти ни в одном человеческом существе.

13. "Прометей" (2012)

Средний балл - 68,3%

-28

Казалось бы, после выхода "Воскрешения" франшиза про Чужих была навсегда забетонирована, и авторы не планировали к ней возвращаться, тем более после провальной дилогии-кроссовера между инопланетными ксеноморфами и Хищниками. Однако в 2012-м году во вселенную вернулся изначальный постановщик первой части, Ридли Скотт, который решил несколько переиначить свою главную историю, полностью сменив ей ориентацию и направление. "Прометей" - это таинственный и гнетущий детектив про поиски создателей человечества, который чаще ударяется в религиозные метафоры, чем в саспенс или кровавое насилие (хотя и таковым лента всячески изобилует своего зрителя). Десять лет назад подобный подход был мало кем оценён, но лишь спустя время большинство поняло, насколько эта идея была крутой и оригинальной. Увы, именно из-за мнения фанатиков франшизы (тех самых фанатиков, восхваляющих ущербные третью и четвёртую части даже по сей день) Ридли свернул куда-то не туда и через пять лет выпустил "Завет", судьба которого была описана выше в рейтинге

-29
- Чего мы надеялись достичь, так это встретиться с нашими создателями. Чтобы получить ответы. Почему они вообще создали нас.
- Как вы думаете, почему ваши люди создали меня?
- Мы создали вас, потому что могли.
- Можете ли вы представить, насколько разочаровывающим было бы для вас услышать то же самое от вашего создателя?
- Я думаю, это хорошо, что вы не можете быть разочарованы.

12. "Дом Gucci" (2021)

Средний балл - 68,4%

-30

Странно, что "Дом Gucci" забыл на таком огромном месте, поскольку даже в 2021-м фильм мало кому приглянулся, и его многочисленные недостатки очень сложно оправдать, даже учитывая потрясающий визуал и отличную работу костюмеров, гримёров и художников-постановщиков. "Дом" - максимально не ровная, длинная, скучная и монотонная адаптация трагических событий мирового бренда Gucci, которая не раскроет глаза знатокам на что-то новое, и не сможет удачно ввести в историю новых зрителей. Очень многие подробности сэр Дед за ненадобностью выбросил за кадр, а на прописывание своих же персонажей будто бы и вообще положил болт: характеры и мировоззрение протагонистов меняются по щелчку пальцев и хотелке постановщика. Да, фильм красивый и стильный - но достаточно ли быть лишь таковым, если основная структура в нём побитая и сломанная?

-31
- Я понятия не имела, что вышла замуж за монстра.
- Это не так. Ты вышла замуж за Гуччи.

11. "Царство небесное" (2005)

Средний балл - 69,8%

-32

Самый недооценённый фильм Ридли Скотта, успех которого буквально уничтожили жадные коррумпированные голливудские продюсеры: дело в том, что в 2005-м году свет увидела театральная, короткая, версия "Царства небесного", для которой авторы нещадно порезали общую историю, выкинув за кадр важные сценарные подробности и оборвав на полуслове очень многие сюжетные линии. И действительно, "театралка" фильма - это максимально посредственное и кастрированное зрелище, однако дело полностью исправляет по праву потрясающая режиссёрская версия "Царства": пускай и хронометражем в три часа, но Ридли Скотт изначально довёл до ума идею и концепт одного из проектов своей мечты, подарив фанатам незабываемый, визуально красивый и сценарно прекрасный экспириенс, с масштабными брутальными баталиями и колоритными персонажами. Увы, но успех "Царства" уже был уничтожен при выходе. И "спасибо" за это стоит говорить явно не сэру Деду: он тут вовсе ни при чём

-33
- Я не придаю значения религии. Под словом "религия" я видел, как безумие фанатиков любой конфессии называли волей Божьей. Святость заключается в правильных действиях и мужестве во имя тех, кто не может защитить себя, и доброте. То, чего желает Бог, находится здесь. И здесь. И что бы ты ни решал делать каждый день, ты будешь хорошим человеком - или нет.

10. "Великолепная афера" (2003)

Средний балл - 73,3%

-34

Милое заигрывание с жанрами, которое Ридли Скотт провернул ещё в 2003-м году: "Великолепная афера" - буквально симбиоз неплохой криминальной комедии, в лучшей традиции лент Содерберга, и трогательной сентиментальной семейной драмы. Но главное достоинство "Аферы" - это Николас Кейдж, образ которого стал одним из самых потрясающих преображений актёра за всю его долгую кинокарьеру. Достаточно недооценённое кино, о котором сегодня мало кто вспомнит, и это достаточно печально: "Афера" явно стоит лёгкого вечернего семейного просмотра, недаром за основу сценария были взяты многие отцовские лейтмотивы

-35
- Послушайте, Док, я провел весь прошлый вторник, наблюдая за волокнами на моем ковре. И все время, пока я наблюдал за своим ковром, я беспокоился, что меня может вырвать. И всё это время я думал: "Я взрослый мужчина. Я должен знать, что происходит у меня в голове". И чем больше я думал об этом... тем больше я понимал, что мне следует просто вышибить себе мозги и покончить со всем этим. Но потом я подумал, что если бы я больше думал о том, чтобы вышибить себе мозги... Я начинаю беспокоиться о том, что это могло сделать с моим чертовым ковром. Ладно, итак, это был хороший день, док. И, и... я просто хочу, чтобы вы дали мне несколько таблеток и позволили мне продолжать жить своей жизнью.

9. "Последняя дуэль" (2021)

Средний балл - 73,5%

-36

Мало кто думал, что "Последняя дуэль" станет откровением для позднего Ридли Скотта: учитывая завершившуюся тенденцию Ридли Скотта с буквальным "клепанием" пеплумов, до самого выхода и провала "Исхода". "Дуэль" ею и не стала, но тем не менее всё же смогла удивить многих прожорливых поклонников творчества режиссёра отменным визуалом, хорошей сценарной структурой и потрясающим третьим актом. "Дуэль" действительно сильно отличается от всех предыдущих средневековых работ Ридли, благодаря своей нелинейной композиции и взгляда на основные события фильма с точки зрения сразу трёх разных персонажей. А сама финальная дуэль между персонажами Мэтта Дэймона и Адама Драйвера вызывает незабываемый экспириенс, особенно при просмотре на большом экране. Да, про данный фильм сегодня мало кто вспомнит, но это один из немногих успехов режиссёра после длительного десятилетнего застоя в его карьере

-37
- Я говорю правду!
- Правда не имеет значения в нашем мире.

8. "Дуэлянты" (1977)

Средний балл - 75%

-38

Дебютный фильм в карьере Ридли Скотта, который сегодня легко задаст фору практически всем проектам постановщика за прошедшее десятилетие. "Дуэлянты" - красивая и стильная, но от того не менее камерная (по событиям) и приземлённая история о схватке двух французских офицеров, с нотками фирменного для режиссёра харрасмента (надеюсь, я не один замечал, что персонаж Харви Кейтеля слишком настойчиво и открыто пристаёт к герою Кита Кэрредина ради долгожданного вызова на дуэль?) и прямолинейной структурой. Один из самых простых проектов сэра Деда, который, тем не менее, спокойно может утереть нос большинству сегодняшних средневековых фильмов

-39
- Генерал Феро время от времени предпринимал попытки убить меня. Это не дает ему права претендовать на мое знакомство.

7. "Чёрный ястреб" (2001)

Средний балл - 76,3%

-40

В мелком ревью "Солдата Джейн" я писал, что всего через четыре года Ридли сможет утереть нос своему дебютному заходу в современный военный жанр, сняв "Чёрного ястреба" - буквально самую идеальную киноадаптацию игровой серии "Call of Duty", пускай и неофициально. "Ястреб" - это буквально одна непрерывная двухчасовая экшен-сцена с максимально точным антивоенным подтекстом, в очередной раз подтверждающим, что первоочерёдная цель любого военного конфликта - идея, а не спасение. Фильм максимально жесток и натуралистичен, снятый будто бы в документальном формате, и не даёт своему зрителю передохнуть ни на секунду: в нём до самого победного продолжается кровавая жестокая бойня между солдатами и террористами, перетекающая чуть ли не в полноценную трагедию для американской нации. Сегодня кино с подобным подтекстом подойдёт к просмотру как нельзя кстати. Хотя кого мы обманываем, если многие по-прежнему стараются оправдывать современные войны ценностями таинственной идеи?

-41
- Знаешь, что я думаю? На самом деле не имеет значения, что я думаю. Как только первая пуля пролетит мимо твоей головы, политика и всё это дерьмо просто вылетят в окно.

6. "Гангстер" (2008)

Средний балл - 76,7%

-42

Первый и последний заход Ридли Скотта в криминальный гангстерский жанр, утративший всё своё былое величие ещё в середине 1990-х. "Американский гангстер" - буквально сборная солянка из всех троп и шаблонов стандартного кино про становление бруклинского босса гангстеров, но почему-то за этим очень интересно наблюдать на протяжении всего хронометража. Даже используя в сценарии тысячу клише и читаемых сюжетных поворотов, которыми мы с вами преисполнялись уже десятки раз до просмотра фильма Ридли, сэр Дед до последнего умело выдерживает интригу, подкидывая в сценарий две параллельные сюжетные линии, сделав одного из протагонистов копа: это в новинку для данного жанра. От "Гангстера" можно получить кучу положительных впечатлений, однако это точно не та лента, о которой вы вспомните при перечислении самых сильных криминальных фильмов подобного поджанра

-43
- Самое важное в бизнесе - это честность, неподкупность, трудолюбие... семья... никогда не забывать, откуда мы пришли.

5. "Марсианин" (2015)

Средний балл - 79,6%

-44

В 2015-м году Ридли Скотт взялся за один из самых сложных проектов в своей карьере: экранизацию мирового бестселлера Энди Вейера, "Марсианина". Вся сложность киноадаптации состояла в том, что оригинальный роман писателя практически целиком состоял из образов и монологов главного героя, застрявшего в одиночестве на Марсе на долгих несколько лет, однако сэр Дед умело поработал с этим направлением, выкинув из сценария множество ненужных концептуальных подробностей (для этого читайте книгу), и добавив уйму новых сюжетных линий, которые скрашивают просмотр в самом лучшем свете. Арка Марка Уотни идеально переплетается с параллельной линией начальников NASA и напарников протагониста, пытающихся спасти его с бездушной пустой планеты и вернуть домой. Визуально красивое и эстетически прекрасное кино, ставшее главным бэнгером в карьере Ридли за прошедшее десятилетие

-45
- Говорят, как только вы где-то выращиваете урожай, вы официально колонизируете это место. Итак, технически, я колонизировал Марс. Утрись, Нил Армстронг!

4. "Гладиатор" (2000)

Средний балл - 79,7%

-46

Для многих поклонников Ридли Скотта именно "Гладиатор" - главный фильм в его карьере, ознаменовавший для многих в начале двадцать первого века новую веху в истории создания масштабных пеплумов: сэр Дед сделал крайне нестандартное кино для подобного жанра, уделяя больше времени не эпическим баталиям или кровавым гладиаторским поединкам (которых тут тоже с лихвой хватает, при том все они поставлены просто безупречно), а внутреннему развитию главного героя, бывшего римского полководца Максимума (лучшая экранная роль Рассела Кроу, иное мнение не принимается), превратившего долгожданную встречу с Коммодом в исполнении безупречного Хоакина Феникса в своеобразную вендетту. "Гладиатор" вмиг стал настоящей опорой современной поп-культуры, про которую не грех вспомнить даже сегодня. Фильм на все времена, который никогда не устареет, и в будущем спокойно станет классикой мирового кинематографа

-47
- Встань. Подъем. Твоя слава вполне заслужена, испанец. Я не думаю, что когда-либо был гладиатор, способный сравниться с тобой. Что касается этого молодого человека, он настаивает, что ты возрожденный Гектор. Или это был Геракл? Почему герой не раскрывается и не называет нам свое настоящее имя? У тебя действительно есть имя.
- Меня зовут Гладиатор.
- Как ты смеешь поворачиваться ко мне спиной! Раб, ты снимешь свой шлем и назовешь мне свое имя!
- Меня зовут Максимус Децимус Меридиус, командующий армиями Севера, генерал легионов Феликса и верный слуга истинного императора Марка Аврелия. Отец убитого сына, муж убитой жены. И я отомщу, в этой жизни или в следующей!

3. "Тельма и Луиза" (1991)

Средний балл - 80,5%

-48

Очень странно, что сегодня практически никто не вспоминает об одном из главных фильмов в карьере Ридли Скотта - приключенческой авантюрной комедии "Тельма и Луиза". Казалось бы, у картины максимально простая, рутинная и даже шаблонная завязка, что же тогда она забыла на таком высоком месте? Всё из-за неповторимой атмосферы истории, потрясающих колоритных героинь и основного лейтмотива: духа свободы. Ридли максимально преисполнился тем же "Беспечным ездоком", проапгрейдив его сценарий и поставив на главные роли не постаревших мужчин, которым нечего терять, а молодых девушек, недовольных своими жизнями, работами и отношениями. В конце концов, самое главное в нашей жизни - это свобода. И данная свобода может выражаться через что угодно, даже если для этого нужно будет совершить парочку экранных преступлений и красиво улететь на машине со скалы в закат. "Тельма и Луиза" - то кино, после просмотра которого появляется желание жить полной жизнью, и отказаться от тех оковов рутины и быта, которые до этого сдерживали тебя. Masterpiece...

-49
- Думаю, я облажалась. Думаю, из-за меня мы оказались в ситуации, когда нас обоих могли убить. Чёрт, я не знаю, почему я сразу не пошла в полицию.
- Ты знаешь почему. Ты уже сказала.
- Что я ещё сказала?
- Нам бы никто не поверил. У нас всё равно были бы неприятности, наши жизни всё равно были бы разрушены. Знаешь, что ещё?
- Что?
- Этот парень причинял мне боль. Если бы ты не вышла, когда он это делал, он причинил бы мне гораздо больше боли. И, вероятно, с ним бы ничего не случилось, потому что все видели, как я танцевала с ним всю ночь. Они бы по-прежнему веселились. Моя жизнь была бы разрушена намного хуже, чем сейчас. По крайней мере, сейчас я немного повеселилась. И мне не жаль, что этот сукин сын мёртв. Мне просто жаль, что это сделала ты, а не я.

2. "Бегущий по лезвию" (1982)

Средний балл - 83,4%

-50

Мало кто сегодня будет спорить с тем, какой сильный культурный вклад в кинематограф внёс Ридли Скотт при киноадаптации одного из культовых литературных произведений фантаста Филипа К. Дика: первый "Бегущий по лезвию" - это прямолинейная философская притча о тщетности бытия, человечности и умении проявлять эмпатию в нашем жестоком хаотичном обществе, состоящем из пороков и зла. Это красивая и визуально завораживающая история, противопоставляющая людские негативные эмоции с чистотой и детским взглядом репликантов на наш мир, оставляющая в конце главный вопрос: так что же на самом деле означает быть человеком? И должно ли твоё тело для этого состоять из плоти и крови? Завораживающие метафоры, невероятный визуал, потрясающая работа художников-постановщиков, идеальный сценарий, уделавший Дика практически во всём (хоть и не отрицаю, что "Мечтают ли андроиды об электроовцах - своеобразный шедевр для мира литературы) и лучшие роли Харрисона Форда и Рутгера Хауэра. Ридли Скотт подарил миру свой главный шедевр, идеально прошедший проверку временем, и смотрящийся сегодня вкупе с таким же идеальным сиквелом как один цельный мастерпис

-51
- Я видел вещи, в которые вы, люди, не поверите. Атакующие корабли в огне с плеча Ориона. Я видел, как сияющие лучи сияют в темноте возле ворот Тангейзера. Все эти моменты будут потеряны во времени... как слезы... под дождем... Время умирать.

1. "Чужой" (1979)

Средний балл - 87,1%

-52

Однако именно первый "Чужой", как и первая полноценно дорогая работа в карьере Ридли Скотта после успеха его "Дуэлянтов", - это главная лента в фильмографии обсуждаемого сегодня режиссёра. Данный факт очень трудно оспорить, если на секунду вспомнить, насколько сильный вклад сэр Дед привнёс в мир кино благодаря оригинальному и потрясному нарративу и саспенсу своего фантастического хоррора. "Чужой" запустил новую веху в сфере поп-культуры, после чего ни один из последующих за фильмом Скотта проектов более не мог уступать ему по качеству. Ведь лента смотрится задорно даже сегодня, спустя целых сорок лет после своего выхода: атмосфера и саспенс держат в напряжении до последнего, отличные практические эффекты сожительствуют с достаточно криповым саунд-дизайном, и именно поэтому первый "Чужой" - это шедевр в своём жанре, который не устареет никогда. Ридли очень сильно повезло, что сегодня фанаты, невзирая на многие последние неудачи сэра Деда в кинематографе, продолжают его любить и до последнего верить, что рано или поздно постановщик выстрелит новым шедевром. Хотя нужно ли это, если в наличии фильмографии постановщика и так уже имеется столько прекрасных работ?

-53
- Эш, ты меня слышишь? Эш?
- Да, я тебя слышу.
- Каков был твой особый приказ?
- Ты его прочитала. Я думал, всё ясно.
- Что это было?
- Вернуть форму жизни. Приоритет первый. Все остальные приоритеты отменены.
- Чёртова компания. А как же наши жизни, сукин ты сын?
- Повторяю, все остальные приоритеты отменяются.
- Как нам покончить с этим, Эш? Должен быть способ покончить с этим. Как? Как мы это сделаем?
- Ты не сможешь.
- Это чушь собачья.
- Ты всё ещё не понимаешь, с чем имеешь дело, не так ли? Идеальный организм. Его структурному совершенству соответствует только его враждебность.
- Ты восхищаешься им.
- Я восхищаюсь его чистотой. Выживший... незапятнанный совестью, угрызениями совести или заблуждениями о морали.
- Послушай, я такой и есть... Я слышал достаточно об этом, и я прошу тебя заткнуться.
- Последнее слово...
- Что?
- Я не могу лгать тебе о твоих шансах, но... я тебе сочувствую.