Найти тему
Момент Таро

Женщина, стоящая за самой известной в мире колодой Таро

Оглавление

"Нерассказанная история искусства" исследует малоизвестные истории в искусстве, освещая невоспетых и новаторских художников, которых вы должны знать, а также открывая новые взгляды на влиятельные произведения искусства.

Это перевод статьи Джаки Палумбо "The woman behind the world’s most famous tarot deck was nearly lost in history", опубликованной в CNN 12 мая 2022 года.

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Pamela_Colman_Smith#
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Pamela_Colman_Smith#

Мысленно задайте вопрос, перетасуйте, выберите карты и загляните в свое будущее. На протяжении многих веков люди самых разных профессий обращались к Таро, чтобы предсказать, что их ждет впереди, и достичь более высокого уровня самопонимания.

Загадочные символы карт вошли в культуру музыки, искусства и кино, но женщина, которая нарисовала иллюстрации к самому распространенному на сегодняшний день набору карт - колоде Райдера-Уэйта 1909 г., первоначально изданной компанией Rider & Co, - осталась в безвестности, заслоненная человеком, который заказал ее, Артуром Эдвардом Уэйтом.

По словам куратора выставки Барбары Хаскелл, Смит, как и многие другие женщины-художницы той эпохи, стала жертвой "маргинализации женских достижений".

В экспозиции Уитни представлен целый старинный набор карт таро Смит, а также одна из ее мечтательных акварельных и чернильных работ 1903 г. под названием "Волна", которая теперь является частью постоянной коллекции музея.

Смит была интересной, но загадочной личностью - мистиком, входившим в тайное оккультное общество "Герметический орден Золотой зари", которое заимствовало идеи из каббалы и масонства для создания собственной системы духовных верований, основанной на магии и метафизике. Родившись в Лондоне в семье американцев, Смит провела детство на Ямайке и одевалась по вест-индской моде, что привело к появлению противоречивых сведений о том, является ли она бирасовой или нет. Ее также считают культовой иконой квиров, поскольку в течение многих лет она жила в одном доме с компаньонкой и деловым партнером по имени Нора Лейк, хотя, по словам Хаскелла, "неясно", были ли их отношения романтическими.

В работах Смит "она тяготела к своего рода мистическому видению мира", - сказал Хаскелл в телефонном интервью. Она слушала музыку, чтобы открыть свое подсознание, и, по некоторым данным, страдала синестезией - неврологическим заболеванием, при котором человек видит формы или цвета, когда слышит звуки. Смит работала в традиции символистов, для которых метафорические и эмоциональные образы были важнее повседневных, в то время, когда в США сразу после начала XX века происходили масштабные промышленные и общественные изменения.

"Ее изобразительное искусство отражает тот момент, когда люди находят утешение в более духовных проблемах, особенно в то время, когда промышленность, кажется, захватывает все больше и больше, создавая ощущение раздробленности и изоляции", - пояснил Хаскелл.

Абсолютно ее

Когда Уэйт обратился к Смит с просьбой проиллюстрировать его идею переосмысленной колоды Таро, ей был 31 год, и она уже выставляла свои картины в нью-йоркской галерее знаменитого фотографа Альфреда Штиглица, который был важным сторонником ее творчества. Уэйт, как и Смит, был членом Герметического ордена, но дослужился до звания Великого магистра. Он много занимался изучением древних и написанием новых текстов на тему мистицизма, у него были идеи относительно концепции новых карт и порядка их расположения.

Таро появилось в Италии в начале XV века на основе традиционных игральных карт. 78 карт разделены на две группы - мажорные и минорные арканы. На Больших Арканах изображены аллегорические персонажи: Луна, Солнце, Дурак и Влюбленные, а на Минорных Арканах - пронумерованные и лицевые карты четырех мастей: Жезлов, Мечей, Кубков и Пентаклей. Если предыдущие колоды были менее живописны, то колода Смита наполнена сочными образами, что облегчает ее толкование.

-2

"Он был инициатором создания колоды, в этом нет никаких сомнений", - говорит Хаскелл. "И, вероятно, он внес значительный вклад в разработку основных арканов".

Хотя Уэйт, возможно, и разработал концепцию этих 22 карт, все образы принадлежат Смит. А поскольку Уэйт меньше интересовался Минорными Арканами, которые состоят из 56 карт и часто представляют собой более упрощенную графику, как игральные карты, то эти идеи "полностью принадлежат ей", по словам Хаскелл. Смит завершила работу над 78 изображениями в своей лондонской студии Chelsea, используя тушь и акварель.

По словам Хаскелла, на создание изображений Смита повлияли иллюстрации английского художника Обри Бердслея, светящиеся картины прерафаэлитов, насыщенные цвета традиционных японских ксилографий и орнаментальные детали модерна.

За свои труды она получила небольшой гонорар, но не авторские права. Сегодня, по некоторым данным, продано более 100 млн. экземпляров колоды, но Хаскелл предупреждает, что оценить масштабы ее распространения достаточно сложно.

Прерванная карьера

Всего через три года после публикации колоды Райдера-Уэйта Смит перестала заниматься искусством, которое не приносило ей дохода. Она организовала свою последнюю выставку, перешла в католичество и купила дом в Корнуолле, получив в наследство деньги после смерти родственника. Она и ее партнер Лейк переехали в этот дом и зарабатывали на жизнь, сдавая его в аренду священникам. Смит также участвовала в женском избирательном движении, а также в работе Красного Креста, и, похоже, ее приоритеты изменились.

По словам Хаскелла, когда в 1929 г. разразилась Великая депрессия, разрушительные экономические последствия привели к закрытию галерей и переходу американского искусства от декадентского стиля модерн к "жизнестойкости повседневной жизни". Эти сейсмические изменения, скорее всего, отодвинули короткую карьеру Смита на второй план в истории искусства.

"Те художники, которые работали, в большинстве своем либо обращались к более реалистичным стилям, либо оставались в безвестности", - пояснила она. Многие из них "не имели постоянного представительства в галереях".

Несмотря на подъем интереса к Смит в последние годы, сегодня ее работы не собираются и не выставляются, но Хаскелл считает, что все ее творчество достойно пересмотра, и что Смит была олицетворением того периода, к которому она принадлежала.

"Она олицетворяла собой все настроение рубежа веков, которое заключалось в том, чтобы погрузиться в бессознательное и воспользоваться интуитивным опытом", - говорит она. "Не зацикливаться на конкретных, рациональных фактах, а действительно исследовать эти более эмоциональные сферы".