В 4 километрах от Изборска, с восточной стороны деревни Малы, у тропинки, ведущей к церкви Рождества Христова, стоит каменный крест. По народному преданию он посвящён кузнецам. В те далёкие времена кузнецы в первую очередь были оружейниками. В святом источнике Подкрёсток, который находится у подножия креста, освящали изготовленное оружие. Считалось, что благодаря этому, оно приобретало тайную непобедимую силу. Здесь же святили оружие, отбитое у врагов. Для освящения пушек Изборской крепости, воду в город привозили именно из этого источника. Возможно, этой же водой были освящены и стены самой крепости.
Представление о кузнечном ремесле средневекового Изборска нам дают археологические находки, обнаруженные на Трувором городище В.В.Седовым, которые были подвергнуты Л.С.Розановой металлографическому анализу. К изучению этой темы в более поздний период не возвращались, поэтому она вызвала такой интерес сейчас.
Рассматриваемый период (ХIХ - ХХ вв) интересен тем, что кузнечное ремесло было довольно распространённым занятием, практически в каждой деревне работал кузнец. Кузнецы изготавливали предметы быта: гвозди, ножи, светцы, ухваты, кочерги; орудия сельского хозяйства: серпы, плуги, бороны; ковали лошадей (подковы - зимние и летние - выковывали сами), делали перетяжку колёс, оковку телег и саней, различный инструментарий, паяли и лудили домашнюю утварь и посуду. В довоенное время плоский металл для обтяжки колёс и тормозов дровней заказывали в магазине Костенко (совр. ул. Псковская д.20), для изготовления инструментария и утвари металл перековывали. Оплата работы была различной – это могли быть деньги, продукты, обработка личной земли кузнеца.
Специализации у кузнецов не было – каждый мастер мог выполнить любую работу. Но между ремесленниками существовала конкуренция – можно было обратиться к дорогому мастеру и воспользоваться качественными услугами, а можно было заплатить поменьше, но и изделие было качеством похуже.
Кузнец в основном работал один, иногда ему помогали сыновья-подростки, но чаще помощником был сам заказчик – мастер показывал операцию, например нарезка болтов, и заказчик уже сам продолжал работу.
По звуку, доносившемуся из кузниц, можно было определить, какой мастер работает, т.к. у каждого кузнеца был свой стиль. Кузнецы свои секреты не раскрывали, старались товар лицом показать.
Кузница являлась своеобразным информационным центром, т.к. сюда приезжали люди из близлежащих деревень и обменивались новостями. К кузнецу, как к мудрецу, приходили за советом, считалось, что он со многими людьми общался, многое знал и мог помочь в житейских проблемах.
Кузницы обычно были отдельным строением из известнякового камня, но могли располагаться и в подвальном помещении жилого дома. В 50-60-е годы прошлого столетия у каменотёсов Изборска были свои горны-кузницы для заточки инструментов (шпунтов). Кузницы представляли собой деревянный навес на четырёх деревянных столбах. Под навесом находился горн с колесом, которое надо было крутить для нагнетания воздуха.
По воспоминаниям жителей Изборска, самая древняя кузница стояла на реке Смолке, рядом с Футовой мельницей. Мельник был и кузнецом – пока происходил помол, он выполнял заказы по ковке. Имя хозяина неизвестно, но славился он тем, что делал хорошие замки и запоры.
Выяснилось, что в это время в Изборске работало несколько кузнецов, многие из них имели прозвища.
Василий Михайлович Щербаков (1897-неизвестно).
Кузнец имел прозвище Васёнок, возможно потому, что поуличная фамилия семьи была Васёнковы. По другому предположению, прозвище появилось в связи с тем, что Василий был младшим (в семье было два сына Василия). Василий Михайлович был членом Добровольно-Пожарного Общества, членом сельскохозяйственной Артели. Как выяснилось, он не только подковывал лошадей, но и лечил их, вырезая нарывы на копытах животных, образовавшиеся от неправильной ковки. Подмастерьями мастера были Листратов Василий, Чашин Сергей, Малиновский Иван, Бирюков Николай.
Кузница Щербакова находилась в подвальном помещении жилого дома, построенного в 1922 г., вход в неё был с фасадной стороны. Сейчас в помещении кузницы находится гараж, вход в который сделан в торцевой части дома.
Иван Михайлович Щербаков – брат Щербакова Василия, его личная каменная кузница до 1949 г. находилась по ул. Одесской. Позднее мастер нанимался кузнецом на строительство мостов в разных городах, проехал всю страну до Сибири. Работал собственным инструментарием, который перевозил в специальном чемодане. Трудовую деятельность Иван Михайлович закончил в Изборске – работал кузнецом на гипсовом заводе. Имел прозвище по поуличной фамилии Васёнок.
Николай Андреевич Бирюков до 1952 г. работал кузнецом самостоятельно в кузнице д. Крупск, затем в армии выучился на сварщика.
Алексей Иванович Минин – кузница находилась в подвальном помещении жилого дома, вход в неё с фасадной стороны. Имел прозвище Минусов. В 1960 г. уехал жить в Таллинн.
Александр Егорович Орехов – проживал по ул. Псковская, дом не сохранился. Александр Егорович был известным и уважаемым человеком в Изборске – он являлся одним из руководителей Изборского Добровольно-Пожарного Общества, входил в состав Правления Изборского Культурно-Просветительного Общества. Ореховым принадлежала земля по Псковской улице, это место называлось Орехов хутор. Здесь находилась его личная каменная кузница, крыша имела вид шатра, дым выходил в отверстие в крыше. В молодые годы мастер служил в гусарском полку, а т.к. был кузнецом, то ещё и ковал гусарских лошадей. Был рачительным хозяином. Имел прозвище Орех - Белая Борода.
Василий Симеонович Ерёмин – приехал в Изборск в период с 1903 по 1907 гг. в связи с перемещением военных полков, был кузнецом в полку. Здесь женился и создал семью. Работал кузнецом, личная каменная кузница находилась по ул. Псковской.
Николай Васильевич Ерёмин (1909-1980) – сын Ерёмина Василия Симеоновича, преемник отца. Работал кузнецом в кузнице отца, позднее перешёл в колхоз «Красный Изборск». Некоторое время работал с Бирюковым Николаем Андреевичем. Был очень умелым кузнецом, мог отремонтировать любую технику, даже современную. Имел прозвище Ерёма.
Иван Сурнин – жил с семьёй в г. Печоры, был казначеем Псково-Печерского монастыря. В начале ХХ столетия, в связи с тяжёлым материальным положением (в семье было четверо детей), переехал с семьёй в Изборск и стал работать кузнецом. Возможно, навыки кузнечного ремесла получил в монастыре. Семья снимала квартиру у купца Василия Шахницкого, кузницу Иван арендовал у него же. Имел прозвище Шеф.
Александр Иванович Сурнин (1888-1972) – сын Сурнина Ивана, преемник отца, имел прозвище Шеф. В 1913 г., после женитьбы на Евдокии Яковлевне, молодая семья переехала в Петроград, где Александр работал на Путиловском заводе. В начале революции его перевели на завод Барановского штамповать гильзы. Пережив голод, в 1923 г. семья возвращается в Изборск, уже входивший в состав Эстонской Республики. Александр работает вместе с отцом в арендованной кузнице, а семья переезжает в собственный дом, выстроенный на хуторе Поддубня. В довоенное время у Александра было 3-4 ученика, которые должны были учиться ремеслу 3 года. По окончании учёбы Александр Иванович выдавал документ об окончании. Чтобы иметь право подписи этого документа, мастер закончил в г.Тарту практические курсы. У него учились ремеслу Щербаков Иван Михайлович и Минин Алексей Иванович. У мастера было личное клеймо в виде маленького молоточка, которое чаще всего ставилось на серпах. В 1938 г., являясь командиром Изборского пожарного отряда, участвовал в тушении пожара в Печорах. В борьбе с огнём Александру Ивановичу струёй воды порвало глаз, операцию делали в г.Тарту. Позднее ему была вручена медаль «За отвагу на пожаре».
Сразу после войны мастеру под кузницу был выделен немецкий барак, который перевезли из д. Кильск и поставили рядом с домом на хуторе Поддубня. Вентилятор для подачи воздуха в горн с разрешения властей был взят из ДОТов, расположенных вдоль дороги на Палкино. В 1949 г. Александр Иванович одним из первых кузнецов вступил в колхоз и работал в нём до самой смерти. В послевоенное время подмастерьями и учениками Александра Ивановича были Малиновский Иван Петрович, Бирюков Николай Андреевич, Дроздов Николай Петрович.
Александр Александрович Сурнин (1914 – 2005) – последователь деда и отца, имел прозвища Ксан Ксаныч, Сан Саныч, Молодой Шеф. Родился в Петрограде. В молодые годы работал в Эстонии, Пскове. В 1959 г. вернулся в Изборск и до пенсии работал слесарем-кузнецом на гипсовом комбинате. В собственной деревянной кузнице, которая располагалась рядом с жилым домом, мастер выполнял заказы односельчан. В целях пожаробезопасности, в 1970—80-х годах кузнец продолжал работать в каменной кузнице каменотёса Шкворова Владимира Семёновича.
Алексей Ефимович Моро (1932 – 2001) – родился в деревне Поколодово в семье кузнеца. Старшие братья Степан и Григорий тоже стали кузнецами. Дом семьи стоит на окраине деревни, рядом - каменная кузница. Сюда приезжали из Печорского монастыря и окрестных деревень (Рогово, Малы, Кошельки) подковать лошадей, отремонтировать плуги, телеги, сани. Алексей Ефимович выучился на тракториста-комбайнёра и пришёл работать в колхоз трактористом. Позднее перешёл на должность кузнеца, начинал работать в кузнице А.Е.Орехова. В 1985 г. с семьёй переехал в Изборск, личная кузница располагалась в подвале жилого дома. Был мастером на все руки, даже прялки делал.
Куткин (имя и отчество не известны) – кузница находилась в подвале жилого дома.
Нужно отметить, что в этот период в Изборске и непосредственно в колхозе работало много кузнецов, но изделия только троих из них были особо выделяемы и ценимы односельчанами: Сурнина Александра Ивановича, Щербакова Василия Михайловича и Минина Алексея Ивановича. Последним изборским кузнецом с «золотыми руками» называют Моро Алексея Ефимовича.
Нельзя не вспомнить мастеров, работавших в округе Изборска. В д. Анашкино жил кузнец Тимофей Васильевич Морозов, работал в карьере Дроздово. Мастер сам изготавливал из дерева дровни и подвозки, что встречалось очень редко, и сам их оковывал. Известно, что кузнецы этой деревни имели своё клеймо в виде двух букв «И».
В Крякове работал кузнец Иван Чернов по прозвищу Буржуй.
В д. Большие Мильцы жил кузнец Столяров (имя не известно) по прозвищу Макарик
В конце 1980-х годов в д. Малы работал кузнец Василий Егорович Светлов (прозвище Дёмин). Он умел ковать металлические кресты, для чего использовал различные металлические отходы, даже жесть со списанных комбайнов. Кузнецу помогал сын, но преемником отца он не стал.
В послевоенное время увеличивается механизация хозяйства, появляются сложные механизмы, детали к которым было не изготовить кузнечной сваркой, становятся доступны изделия из металла промышленного производства. Вследствие этого, потребность в кузнечном ремесле уменьшается, и к концу ХХ столетия в Изборской округе оно практически утрачивается.
Автор - Татьяна Владимировна Румянцева, начальник отдела учета фондов Государственного музея-заповедника "Изборск"