Каким мы представляем себе одержимого человека?
Вероятнее всего, нам кажется, что этот несчастный без конца кричит, бьётся в истерике, мечется и безумствует - иными словами, определить, одержим человек нечистым или нет очень легко. Однако, по мнению Святителя Луки Войно-Ясенецкого, распознать одержимость не всегда так просто, как кажется.
Вот что он говорил об этом на одной из своих проповедей в тысяча девятьсот сорок седьмом году:
“...К сожалению, многие из нас (и даже люди глубоко верующие) часто не понимают, что одержимы нечистыми. Одержимость - это далеко не всегда буйства, крики и безумства - множество людей беснуется тоньше и незаметнее, нежели чем, к примеру, гадаринский бесноватый.
Мы должны помнить о том, что не бывает минут, когда нечистые не стараются столкнуть нас с пути истинного и праведного - они упорны и терпеливы в своём устремлении, прибегая ко всевозможным хитростям и прочим лукавым уловкам.
И действуют они именно в людских сердцах, потому как, незаметно для нас, живут в них. Мы должны уметь распознавать присутствие нечистых в собственных сердцах - в противном случае, мы не сумеем их оттуда изгнать.
Если Вы ощущаете тревогу, если Ваша совесть говорит Вам, что творится что-то неладное, знайте - в этот миг нечистые пытаются столкнуть Вас с Богоугодного пути.
Каждый раз, когда Вы впадаете в ярость, когда бранитесь и ссоритесь с ближними, когда испытываете ненависть, знайте - это действие нечистых в Ваших сердцах. Так опомнитесь, перекреститесь и не поддавайтесь им! Боритесь с ними, не жалея сил!
Каждый раз, когда Вы прибегаете ко лжи или клевете, поносите собственных близких, доносите на кого-либо или желаете обидеть, задеть кого-то - вспоминайте о том, что это нечистые толкают Вас на это. Воскресите в памяти образ гадаринского бесноватого и поймите, что Вы, так же как и он, одержимы.
И в те моменты, когда Вам беспокойно, когда Вы чувствуете жжение в области сердца и мир покидает Ваш дух, знайте - это происки нечистых.
Те, кто постоянно борются с бесами, не ощущают озлобленности - они всегда спокойны и добры, так как постоянно пребывают в мире Господнем, который невозможно ничем смутить. Их совесть чиста, а потому она их не тревожит, не взывает к ним.
И если Вы не ощущаете мира в своих сердцах, знайте, что лукавые пребывают в них. Иными словами, часто наши сердца - это нечистые жилища, занятые бесами, но не Богом.
Внимательно следите за собой, как следили в своё время Святые - они постоянно испытывали себя, наблюдали за состоянием собственных сердец, неустанно бдели - а не нарушило ли что-то мир в их душе, не смутило ли сердце?
Мы должны вести с бесами непрестанную борьбу. Вспомните о том, что говорил Апостол Павел Ефесянам:
В этой нелёгкой битве укрепить нас, слабых и немощных, может только Отец Небесный и Его великое могущество, перед которым трепещут нечистые. Об этом Апостол напоминает нам, говоря:
“Начальством” и “властью” Павел считает дьявола и его приспешников. И вновь Павел наставляет всех христиан, советуя им вооружаться:
Мы сможем устоять в тот чёрный час, когда нечистые вселятся в наши сердца, если не окажемся безоружны. Но о каком именно оружии идёт речь? Естественно, о духовном:
Итак, нам необходимо “подпоясаться”, “обуться”, для того, чтобы мы шли проповедовать мир, а не дьявольское слово, обзавестись “щитом” твёрдой веры, а также не забыть о “шлеме” и “мече” - то есть о слове Божьем.
Мы помним о том, как Спаситель смог противостоять дьяволу, когда тот попытался искусить Его в пустыне - тогда Христос стал произносить слова, приведённые в Священном Писании. Это и был тот самый “меч”, которым и по сей день христиане сокрушают своих незримых духовных врагов.
Кроме того, нельзя забывать и о горячих, живых молитвах:
Молитвы - это одно из сильнейших оружий против нечистых. При этом молиться важно не только за себя, но и за всех своих близких, за всех Православных христиан, стремящихся к Господу и желающих славить Его”.
А вот что говорит о борьбе с бесами известный Богослов Алексей Осипов:
“...На самом деле, нечистые не могут властвовать над нами. Точнее, могут, но только тогда, когда мы сами идём им навстречу. К примеру, когда творим зло или обижаем кого-то. И, напротив, если мы стараемся регулярно каяться и жить в согласии со Спасительными заповедями, то соединяемся с Господом. Тут действует довольно простой принцип: “подобное притягивает подобное”.
Это подтверждает и Исаак Сирин: он говорит, что ни одно Творение Божье (будь то другой человек, бес или зверь) не может прикоснуться к нам, если Небесный Отец не попустит. А попускает Он это только в те минуты, когда мы сами стремимся “пожать руку” лукавому.
Да, после пришествия Спасителя бесы утратили свою власть, они повержены. Однако человек сам может впустить нечистого в свою душу и поселить в собственном сердце.
Иоанн Богослов писал о том, что настанут времена, когда дьявол освободится и станет вершить зло, и это произойдёт потому, что мы окончательно погрязнем в собственных грехах.
Люди перестанут по-настоящему верить в Господа, и, пользуясь этим, Антихрист скажет, что он и есть бог. И люди будут считать его истинным спасителем, мессией, Христом. Всё это ещё может произойти, и тогда мы окажемся в его полной власти.
Но мы можем предотвратить это страшное событие. А потому старайтесь не “протягивать руки” нечистым, как бы они Вас не соблазняли. Прислушивайтесь, прежде всего, к голосу собственной совести, но не к сладостным бесовским искушениям”.
Читайте еще: