Найти в Дзене

История красных звезд на башнях московского Кремля

Оглавление

Сегодня уже невозможно представить шпили Кремлевских башен без красных звезд. Между тем у них очень интересная история, достойная отдельного рассказа. Понятно, что звезды эти появились в советское время, в 35-м году, а до той поры башни украшали российские двуглавые орлы, установленные туда в середине 17 века. Самого первого орла поставили на Спасской башне, а потом эта практика расширилась и на другие – Никольскую, Троицкую и Боровицкую башни.

Новый виток в истории украшений башен произошел в 30-е годы 20 века, когда советское правительство вдруг решило, что негоже видеть над Кремлем символы “царизма” – орлов. 23 августа 35-го года было принято постановление о замене орлов на красные пятиконечные звезды, и уже в октябре того же года это было реализовано.

Красные звезды представляли собой изделия из стали-нержавейки и красной меди с символами СССР (серп и молот) на них. Эти самые первые украшения производили невероятное впечатление своей роскошью и красотой, однако продержались всего ничего – лишь 2 года. Связано это с тем, что звезды находились под открытым небом, под снегами, дождями, солнцем и ветром, и достаточно быстро потускнели, потеряв почти весь свой блеск.

В 37-м году страна собиралась праздновать 20-летие Октябрьской революции, и власти решили сделать Кремлю эдакий подарок – другие украшения. Уже 2 ноября новые рубиновые звезды впервые зажглись над Москвой. Надо сказать, что данные украшения были невероятно сложными чисто технически – над их созданием работали более 20 предприятий и НИИ страны, охватывающих самые разные сферы, от стекольной промышленности до машиностроения.

Сами эскизы красных звезд создал Федор Федоровский, народный художник Советского Союза. Он выбрал цвет (рубиновый), рисунок на звездах, их размеры и т.д – все это менялось в зависимости от того, на какую башню планировалось устанавливать украшение. Тут и кроется один из самых интересных, и одновременно самых сложных моментов – с земли все звезды Кремля кажутся одинаковыми, хотя на самом деле они все достаточно сильно различаются по своим параметрам и внешнему виду. К примеру, самая маленькая звезда имеет расстояние между концами лучей в 3 метра, а самая большая – в 3,75 метра.

Звезды, представляющие собой объемный каркас, опирающийся на трубу с подшипниками для вращения, имели внутри специальные лампы накаливания, которые специально под эту задачу проектировались и изготавливались на одном из московских предприятий. Кроме того, для звезд пришлось разрабатывать и особые системы вентиляции, так как мощные лампы достаточно быстро и сильно нагревали украшения. С лампами же связан и еще один интересный момент: при перегорании они продолжали светиться, только уже несколько тусклее, одновременно с помощью спецустройства сигнализируя о своей неисправности обслуживающему персоналу.

-2

Чтобы свет от ламп расходился равномерно по всей внутренней площади украшения, их заключали в устройства, называемые рефракторами, то есть эдакими многогранными фигурами. С помощью этих граней свет и распределялся по всей звезде равномерно, проникая во все ее уголки, даже в самые отдаленные части – на концы лучей.

Еще одной интересной и очень сложной особенностью кремлевских звезд было само рубиновое стекло. Сварить его поручили донбасскому предприятию, однако никогда ранее в таких объемах в стране подобный материал не изготавливали. К тому же, из-за сложности самой формы звезды рубиновое стекло должно было иметь разную плотность. Помимо этого, стеклу предстояло выдерживать разные погодные условия, ведь предыдущие изделия пришлось забраковать спустя 2 года как раз по причине их потускнения. Тем не менее, это сложнейшая работа, руководил которой стекольщик Никанор Курочкин (создатель первого саркофага для Владимира Ленина), была с честью выполнена.

Как видно, рубиновые звезды — это не просто конструкция с прикрученными изнутри лампочками, а сложнейшая работа, для выполнения которой задействовали большое количество предприятий и отдельных специалистов. Несколько раз по ходу истории звезды проходили капитальный ремонт, но исправно работают они и по сей день, являясь символом Кремля, символом государства.

Дорогой читатель, больше интересной информации ты найдешь на сайте - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».

Мы в «Тelegram», в VK»

___________________________________________

Возможно Вам будут интересны другие каналы:

Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС» - Свежие новости и обзор событий, мнения экспертов и аналитика.