Найти тему

Как создавались российские бренды обуви

Оглавление

Все отечественные бренды обуви можно разделить условно на две большие группы: первая — это те, которые были созданы в царской России или в СССР, а после 90-х — прошли этап приватизации; вторая — предприятия, инициаторами возникновения которых стали бизнесмены новой формации.

Расскажем о некоторых из них.

Фирмы с вековой историей

Московская обувная фабрика «Парижская коммуна». Основана в 1922 году, когда трест «Москож» объединил несколько небольших полукустарных компаний в здании бывшей Михайловской мануфактуры в Замоскворечье. Подобная инициатива помогла создать в Москве Первую Государственную фабрику механизированного производства обуви. Сейчас «Парижская коммуна» — это промышленно-торговый холдинг.

Фабрика детской обуви «Скороход». Создана в конце XIX века. Название для фабрики придумал народ. В 1884 году компания стала производить обувь «Реформа» — легкие летние туфли на низком каблуке. Их как раз и прозвали «скороходами». С 1910 года — слово «Скороход» появилось на официальных вывесках. В 1919 фирму национализировали. В 90-е фабрика оказалась в тяжелой финансовой ситуации. В 1998 — из «Скорохода» выделилось подразделение, занимающееся исключительно детской обувью.

Особняком в этом списке стоит популярный советский бренд кроссовок «Два мяча» (СССР-Китай). Эта спортивная обувь впервые появилась на отечественном рынке в 1965 году. Одновременно власти установили ГОСТ 9155 на «Обувь спортивную резиновую и резинотекстильную». До конца 70-х кеды — это самое желанное приобретение для совеских подростков. Кто только не носил их! И Юрий Гагарин, и Виктор Цой, и Сергей Белов, и Электроник в знаменитом фильме, и даже Волк из «Ну, погоди!». В 80-е звезда «Двух мячей» практически погасла.

Популярный бренд возродили в 2016 году в новой России. Обувь делают теперь в Китае. Создатель новых «Двух мячей» Евгений Райков даже был вынужден переехать в КНР, выучить там язык, чтобы лично контролировать весь процесс производства.

«Чтобы сделать качественный продукт, нужно потратить очень много времени. Не думайте, что производство в Китае — это просто. У меня тоже поначалу были розовые очки. Думал, что отдам все файлы и лекала, а через месяц получу готовый продукт. Далеко не так. История с производством — долгая, длиною в целую жизнь. Я изначально отправился в Китай на две недели. Все образцы были готовы, я привез с собой колодки, стельки, которые Московская фабрика ортопедической обуви сняла с образца оригинальных кед, — в общем, всю конструкцию. С первого раза ничего не получалось. Подошвы переделывали восемь раз, стелек было десять версий, и так с каждой деталью. Пришлось разбираться во всем самому, и я остался там на два года», — говорил Райков.

Компании, созданные в 90-е

Ralf Ringer (бывший ТД Белка). Создатель фирмы — Андрей Бережной. Бизнесмен первоначально занимался поставками обуви из Индии, но потом выступил с инициативой организовать производство под собственным брендом. В 1995 это было осуществлено в тестовом формате (сама обувь еще не имела столь узнаваемого сейчас обозначения).

Первая партия ботинок Ralf (слово Ringer присоединилось к бренду позже) сошла с конвейера лишь в сентябре 1996 года. Объем выпуска составлял всего 30 тысяч пар. Дальше — началось активное расширение:

  • в 1997 году компания выкупила производственные активы фабрики «Буревестник»;
  • в 1998 году подается заявка на регистрацию товарного знака Ralf Ringer (впоследствии регистрируются и другие знаки);
  • объемы производства постоянно росли: в 1999 фирма отчиталась о 180 тысячах выпущенных пар, в 2002 — о 540 тысячах, в 2004 — заявили о миллионе, в 2016 — о почти 2 млн.

Производимую обувь распространяли через собственную фирменную розничную сеть, которая в 2015 состояла более чем из 120 магазинов, в 2018 их уже было 150, в 2019 — 161.

Carlo Pazolini или просто Pazolini. Фирма была основана в 1990 году Ильей Резником. Маленький семейный бизнес по пошиву обуви со временем разросся до гигантских масштабов. Одним из синонимов успеха стало то, что предприниматель связал свой бренд с Италией: там же, кстати, и производилась первоначально обувь. Затем Резник перевел свое дело в Россию, а после экономического кризиса 1998 года — в Китай. Carlo Pazolini в 2010 году успешно дебютировала в Милане, в 2011 — в Венеции. В 2016 году компания столкнулась с финансовыми трудностями. Кредиторы потребовали с управляющей компании «Анта» деньги в суде. Этот юридический спор закончился для управляющей фирмы неблагоприятно, ее признали банкротом. Новые владельцы Carlo Pazolini в это же время провели ребрендинг, сократив наименование и изменив логотип.

Befree. Бренд был создан компанией ООО «Курт Келлерманн Санкт-Петербург» (эта корпорация являлась дочерней фирмой ЗАО «Первомайская заря»). Основная специализация Befree — женская и мужская одежда, обувь и аксессуары. Марка Befree входит в состав группы компаний Melon Fashion Group (ей принадлежат также бренды Love Republic, Zarina и Sela). География Befree — 255 магазинов в России и странах СНГ (Беларусь, Армения и Казахстан). В качестве товарного знака Befree был оформлен в 2002 году.

T.Taccardi. Бренд, активно продвигаемый на российском рынке фирмой Kari, полностью китайского происхождения. T.Taccardi был основан в 2011 году, товарный знак оформлен в 2013. Задержки в предоставлении юридической защиты бренда были вызваны претензиями Роспатента, который указывал на определенное сходство наименования с Trussardi. Компания смогла устранить противоречия, доказав, что T.Taccardi — это псевдоним дизайнера Эудженио Марраподи, с которым фирма сотрудничает на постоянной и эксклюзивной основе.

BBR. Компания основана в 1989 года Василием Юдиным. Предприятие, созданное бизнесменом в формате обувной мастерской, расширилось за несколько лет. С 2015 — фирма торгует продукцией без посредников. В 2017 — в центре Санкт-Петербурга и Москвы появились первые шоу-румы. В 2018 — интернет-магазин. Активно развивается и представительство компании в соцсетях: во «ВКонтакте», например, корпорация имеет более 50 тысяч подписчиков.

Kari. Создана бывшим руководителем «Эльдорадо» Игорем Яковлевым в 2012 году. Всего за год с небольшим он открыл 480 обувных магазинов Kari в разных странах мира (Россия, Казахстан, Польша). По данным на апрель 2022, Kari — это 1270 торговых точек в более чем 600 городах. Компания занимается распространением обуви и под своим собственным брендом. Как указывает сайт relook, главный используемый материал — высококачественная искусственная кожа. К слову, штаб-квартира фирмы зарегистрирована в оффшоре на острове Мэн. Так что юридически это не совсем российская компания.

Zenden. Предприятие создал Андрей Павлов.

О своем старте бизнеса рассказывал так: начинал с небольшого лотка обувью, потом – поставил в «Лужниках» первый грузовик и нанял продавцов, провел активное расширение.

Марку Zenden придумал в 1998 году так: «Сидел в Париже, смотрел матч чемпионата мира по футболу с участием голландской сборной, в которой играл полузащитник по фамилии Зенден…». Бизнесмен не стал откладывать регистрацию бренда в долгий ящик и оформил на свое имя товарный знак. А за ним пошли и другие бренды.

С тех пор компания раскрутилась, поглотив конкурентов (Thomas Munz, Mascotte и Alba). В 2016 году сообщалось о том, что выручка фирмы оценивалась в 19,5 млрд рублей (выше — только у Kari), в 2022 — 21 млрд.

Zenden насчитывает больше 250 магазинов, в которых торгуют не только собственными марками, но и некоторыми зарубежными. Компания наладила прочные экономические связи с Китаем.

Sigma — отечественная спортивная обувь. Фабрика, на которой выпускались кеды, открылась в Пскове в 2010 году. Производители ставили перед собой амбициозную цель: произвести качественный товар по адекватной цене. Компания не отказывалась и от инноваций. Sigma одной из первых включила в силуэты тройную стельку. Считается, что она снимает нагрузку с коленей, создает эффект ортопедической обуви и дает экстракомфорт при длительной носке.

Полезные ссылки:

→ Зачем нужен товарный знак?

→ Бесплатный поиск по базам Роспатента

→ Поиск по полному справочнику классов МКТУ

→ Огромная коллекция полезных статей по теме ИС

→ Зарегистрироваться в сервисе

(Это бесплатно, после регистрации доступно больше возможностей