Привет, меня зовут Мари, и я графический и веб-дизайнер. У меня есть опыт общения с клиентами так, что они остаются со мной на долгий срок.
Моя философия проста: сделать всё максимально простым для клиента. У него своя сфера деятельности и занятость, и его не нужно втягивать в мои процессы. Когда я не привлекаю клиента к своей работе, он доверяет мне как профессионалу.
Первое правило: Используй простой язык.
Говори клиенту настолько просто, насколько это возможно. Он не обязан знать твои профессиональные термины. Чем проще объяснишь, не смотря на него свысока, тем легче он воспримет информацию и будет благодарен.
Клиент не глуп и не дурак, но он может не знать определенных терминов.
Например, не каждый знает, что такое "подвал сайта". Это абсолютно нормально, и он не обязан быть экспертом в этой области.
То же самое касается презентации работ. Не нужно использовать сложные термины, такие как "триггерная анимация" или "код". Клиенту достаточно услышать, что ты учел его стиль, учел потребности покупателей и добавил анимацию для привлечения пользователей.
Профессиональные термины оставляем для разговоров с коллегами.
Второе правило: Упрощай вопросы.
Это важное правило, которое многие не учитывают. Давайте рассмотрим пример:
Клиент: Сделайте мне афишу для соцсетей для мероприятия, вот цвета, шрифты, текст.
Дизайнер: Какой формат афиши вам нужен?
Клиент: А какие бывают?
Дизайнер: Разные. Выберите.
Клиент: Сейчас подумаю.
Это провал. Потому что ты отправляешь клиента разбираться и искать то, что ты можешь ему сказать за минуту, а он это будет изучать, возможно и не один час, с учетом отвлечения на его задачи.
Вместо этого:
Клиент: Сделайте мне афишу для соцсетей для мероприятия, вот цвета, шрифты, текст.
Дизайнер: Какой формат вам нужен? Сторис в ВК, пост в ВК или пост в Telegram?
Клиент: Давайте все три варианта.
Суть в том, что клиенту не нужно дополнительно разбираться в вашей работе и задавать уточняющие вопросы. Дай ему конкретные варианты ответа, чтобы упростить процесс взаимодействия. И так во всем, прежде чем задавать вопрос любой, задайся сам вопросом "Какие варианты для выбора я ему могу написать, чтобы он выбрал и мы не тратили кучу времени?"
Ты экономишь свое и время клиента, а также создаешь положительный опыт сотрудничества, так как не усложняешь ему жизнь и выполняете свою работу профессионально.
За такое взаимодействие мы с клиентами достаточно быстро закрываем заказы и это считывается как "понимаешь с полуслова".