«У него нет таланта к математике, как и у меня» – говорят некоторые мамы и папы. Поверьте, склад ума никак не влияет на способности к овладению счетом. Это вам не функциональный анализ или высшая алгебра.
Сейчас при поступлении в 1-й класс умение считать является обязательным требованием. К тому же, вам для этого и делать особо ничего не придется – просто немного видоизменить игры. Если вы последуете нашим советам, очень скоро ваш малыш начнет быстро считать в уме, потом – в столбик, а там уже и до логарифмов рукой подать.
Когда начать обучение
Оптимального возраста для начала обучения счету не существует. Есть главный критерий – интерес малыша к пересчитыванию (обычно проявляется в промежутке от 1,5 до 4 лет). Вы замечаете, как ему начинают нравиться считалочки, в которых присутствуют цифры, он собирает одинаковые предметы в группы и пр. Значит, сейчас – самое время подпитать его интерес, постепенно усложняя занятия.
Если в 3-4 года у малыша до сих пор не появилась тяга к подсчитыванию всего вокруг, его просто нужно чуть-чуть подтолкнуть и подогреть интерес. Пересмотрите игры ребенка: возможно, вы упустили момент, направленный на счет и цифры. Обязательно включите в занятия пересчитывание кубиков, ступенек, окошек и т.д.
Причем важно в самом начале сделать упор именно на устный счет, который стимулирует память и интеллект, отлично развивая смекалку, а она очень пригодится ему в будущей жизни. Письменный счет без навыков устного (столбики и длинные примеры в строчку) отучает быстро вычислять. Так что отложим примеры до школы, а сами сконцентрируемся на счете в уме.
Внимание! Так делать не нужно!
Сразу перечислим основные ошибки, которые значительно замедляют процесс обучения.
1. Прибавлять и отнимать по единице.
«Чтобы к 4 прибавить 2, нужно сначала 4 сложить с 1 – получится 5, а потом 5 сложить с 1 – выйдет 6». Аналогичная история и с вычитанием.
Эта пагубная привычка очень сильно замедляет вычисления и не способствует развитию у ребенка образно-ассоциативного мышления в отношении цифр и действий, которые следует выполнять в уме целыми группами, а не по единице.
2. Откажитесь от пальцев.
Один раз научившись считать по пальцам, ребенок и в третьем классе будет под партой загибать их во время вычисления примеров. Отучиться от этой привычки очень трудно, лучше и не привыкать вовсе. И следите, чтобы этот «легкий способ» ему не показал преподаватель, ведь многие вовсю его используют.
При пальцевом счете совершенно не задействуется память: из нее не извлекаются образы цифр и количество предметов, соответствующее им, в нее не помещаются результаты действий в виде числовых групп.
3. Не используйте линейку.
Запомните, линейка нужна для черчения отрезков и фигур, подчеркивания главных членов предложения, но никак не для обучения счету.
«Чтобы сложить 4 и 2, найдите на линейке цифру 4 и отложите вправо 2 см – получите нужный результат 6». В случае с вычитанием двигаемся влево.
Если вы хотите, чтобы малыш полностью разучился самостоятельно думать и выключил память, можете вовсю применять этот банальный калькулятор – ведь это именно он! А использование любых подручных гаджетов, облегчающих процесс подсчета, негативно сказывается на умственном развитии ребенка и его памяти.
Этапы правильного обучения счету
1. Изучаем цифры.
Объясняйте наглядно, чтобы у малыша сразу возникали стойкие ассоциации: слово «два» и количество сидящих у подъезда кошек, слово «три» и количество стоящих на столе тарелок и т.д. Каждая цифра должна восприниматься так: ребенок смотрит на предметы, ВИДИТ (а не подсчитывает) их количество, и мозг сразу выдает нужную цифру. Это единственно правильный способ, который помогает в будущем быстро считать.
Сначала учим и закрепляем счет от 1 до 5. Отличным подспорьем будут карточки с картинками и соответствующими цифрами. После усвоения материала смело переходим к счету до 10 и десятками.
Зубрежка здесь не подойдет – все занятия должны носить игровой характер. Тогда у ребенка они будут ассоциироваться с приятным и интересным процессом и не вызовут отторжения при усложнении темы. Лепите сами цифры и нужное количество шариков рядом, рисуйте их, вырезайте – делайте то, что больше всего нравится малышу.
В самом конце выучите порядок следования цифр, научитесь определять, какая стоит перед/за названной цифрой.
2. Разбираемся в «больше»/«меньше».
Вначале проведите параллель с предметами разной величины. Положите рядом две картинки: большой мяч и 5 шишек. Под ними разместите еще две картинки: маленький мяч и 2 шишки. Установите ассоциацию: большее количество шишек занимает больше места, как и большой мячик! А меньшее число – наоборот. Т.е. 5 шишек ПРОСТРАНСТВЕННО больше, чем 2 шишки. Потом от понятия «пространственно» отходим, оставляя сам смысл: «5 больше, чем 2», «2 меньше, чем 5».
3. Учимся складывать и вычитать.
Считать все вокруг в любой свободный момент времени: гулюшек на прогулке, машины по пути в детский сад, кукол за чаепитием и пр.
После того, как вы убедились, что ребенок автоматически ассоциирует определенное количество предметов с нужной цифрой и отлично разбирается в понятиях «больше» и «меньше», можно переходить к действиям. «Смотри, сидят три гульки. Одна фррр – улетела! Сколько осталось?», «Перед подъездом стоят две машины, а потом приехала еще одна! Сколько их теперь?».
Важный момент! При выполнении действий используйте только однородные предметы, чтобы не нарушать образность мышления. Т.е. не «Стояли 2 коровы, к ним подошли 3 лошади, сколько всего стало животных?», а «Вот 4 кубика, 2 у нас отняли, сколько кубиков осталось?» Это стимулирует зрительную память малыша при запоминании результатов вычислительных действий в виде групп предметов и ассоциации их с нужной цифрой.
В результате ребенок учится без подсчета предметов просто при взгляде на них называть их точное количество. Для цифр от 1 до 9 в мозгу вырабатываются стойкие ассоциации с соответствующим количеством объектов. Осталось научиться правильно называть действия с использованием знаков «+, -, =» – и дело сделано!
Вначале ребенок учится считать в уме в пределах 10 и закрепляет в памяти (!) результаты всех действий с цифрами от 1 до 10 – как это происходит у взрослых. Потом уже можно переходить к двузначным числам, действия с которыми основаны на определенных законах. И на всех этапах играем и соревнуемся, а не скрупулезно высиживаем! Именно тогда ребенок научится не зубрить, а использовать свою память и ум. Запоминание будет не бездумным, а максимально осознанным, что даст наилучший результат обучения.
Полезные игры и упражнения
Конструкторы «Лего»
При постройке башни попросите ребенка использовать определенное количество кубиков. Постройте две башни, выше и ниже, отработайте понятия «больше» и «меньше».
Сказки
Найдите сказки, где часто встречаются цифры. Просите ребенка хлопать в ладоши каждый раз, когда он услышит какую-либо из них.
Поймай цифру!
«Сказки» можно и усложнить. Перед ребенком кладутся карточки с цифрами до 5 (или до 10). Вы начинаете читать сказку, где упоминаются различные цифры. Ребенок должен поднять карточку с нужной цифрой, когда услышит ее в процессе повествования.
Кто мои соседи
Берем кубик, на сторонах которого написаны цифры. Подбрасываем и смотрим, какая цифра выпала. Ребенок должен назвать соседние с ней числа.
Дети очень любят разнообразные раскраски. Познакомить со счетом помогут специальные иллюстрации «по номерам» и «по результатам примеров» (более сложный вариант).
Подписывайтесь на Телеграмм канал Квесты Дома и в группу ВКонтакте, где публикуем еще больше интересных идей, советов по организации детского досуга, а также все новинки квестов!