В прошлой статье мы поговорили о том, какие эмоциональные потребности есть у наших детей, как их удовлетворить и о том, что обязательно нужно снабдить ребенка понятной ему и доброй информацией о его зрении. Сегодня хотелось бы поговорить о последнем более подробно.
Напомню, что внутрення картина любой болезни (особенности, состояния) рисуется в воображении ребенка на основе того, что говорит ему взрослый.
Вспомним красного зубастого монстра, который может представляться ребенку, когда мама грозно заявляет, что его жизнь с таким плохим зрением окончена. И вообще он «бездарь, все зрение себе телефоном посадил!»
Печальная картина. Ребенок ведь свято верит маминым словам и невербалике (страшным глазам, тревоге) и рисует себе в голове, что с его зрением действительно беда, жить нормально он не будет и все в таком ключе. Это очень грустно. Не стоит и удивляться низкой самооценке, неуспеваемости в школе (а что, мама же сама сказала, что жить нормально не получится!)
Давайте почувствуем разницу между:
«Все зрение себе испортил!»
и
«Смотри, любимый мой ребенок, у тебя глаза особенные. Не переживай, это просто природа так решила, у тебя необычное зрение, так иногда бывает. Вот мы наденем с тобой очки/линзы, и ты будешь видеть у меня лучше всех!»
«Это все твой компьютер виноват!»
и
«Ты знаешь, глазам очень тяжело, когда ты слишком долго смотришь близко. Давай будем вместе соревноваться, кто дальше посмотрит в окно, каждые полчаса? Так и нам будет интересно, и наши с тобой глаза будут отдыхать»
«Вот теперь будешь в очках ходить всю жизнь!»
и
«А мне кажется, очки - это здорово, они такие красивые бывают. Я вот себе очки от солнца хочу. А для тебя мы тоже можем самые красивые выбрать, чтобы тебе было в них приятно ходить. А если захочешь, мы можем линзы купить, чтобы ты мог бегать, прыгать и плавать и тебе ничего не мешало»
Есть разница в ощущениях, не так ли?
Конечно, на детей это действует и успокаивает, но иногда этого недостаточно. Что же тогда делать?
Постарайтесь объяснить ребенку, зачем нужно постоянно носить очки, максимально понятным языком. Конечно, учтите при этом, пожалуйста, возраст вашего малыша.
Если он совсем маленький, то можете взять игрушку (например, собаку) и воспользоваться ей:
«Любимый мой ребенок, хочу рассказать тебе сказку. Собачка родилась с особенными глазками, она плохо видит далеко/близко. Не видит собака вкусную косточку, не видит друзей-собак, которые хотят с ней играть. Ой, как жалко собачку! Ты знаешь, оказывается, если собачка наденет очки, она все-все будет видеть: и косточки, и друзей, и даже самые лакомные сосиски на столе. Как здорово! Теперь собачка ходит по двору, а все вокруг говорят: «вот это ты глазастая собака! И наверное еще и умнее всех, потому что умные собаки часто ходят в очках». Ура-ура! Спасем собачку, чтобы она хорошо видела? А собака нам большое-большое спасибо скажет. «Гав-гав-спасибо!»
Если ребенок постарше и обычно вполне понимает ваши слова, вы можете взять карандашик, листочек и нарисовать на бумаге глазик и что с ним происходит (предварительно попросите специалиста, чтобы он вам объяснил). Главное - подбирать наиболее простые и понятные слова.
Не лишним будет упомянуть и такую деталь, как возможное ухудшение зрения в будущем (это касается близоруких детей). Тогда вам стоит сказать, что в хороших очках зрение не будет так сильно становиться хуже, вы вместе с ребенком будете его «лечить» очками.
Боитесь, что он все же маловат для объяснений про точку фокуса и все такое, но уже большеват для слезливых историй про несчастную собачку? Тогда объясните простыми словами. Нарисуйте карандашами глаз и скажите:
«Смотри, мой хороший, вот это твой глазик. И сам он, так уж получилось, плохо видит и очень устает без очков. Но мы можем ему помочь, ведь в очках он будет отдыхать и работать еще лучше! Ты же сам, любимый мой малыш, любишь отдыхать, а потом вот у тебя сколько сил появляется! Вот и глазику твоему помощь нужна»
Но иногда проблема отказа от очков не в непонимании ребенком важности сохранения здоровья. Например, ребенок готов носить очки дома, но переживает, что в школе или садике будут дразнить (что поделать, в нашем обществе еще остались отголоски прошлого, когда очки действительно были предметом издевательств).
Так что сказать ребенку, чтобы повлиять на ситуацию в лучшую сторону?
Тут важно даже не столько сказать, сколько показать. Узнайте у вашего ребенка, какие мультики/фильмы/ютуб-каналы он любит, чем любит заниматься (спорт, рисование и т.д). Далее дело за малым: исходя из общего рода его интересов, залезьте в Интернет и найдите потенциальных любимых или знакомых героев ребенка и покажите ему картинки:
«Давай вместе посмотрим. Смотри, что я нашла: представляешь, Гарри Поттер тоже ходил в очках (а ведь он мог наколдовать себе хорошее зрение!). И миньоны тоже в очках, а они такие веселые, их все любят! И даже человек-паук в очках, вот это да! А он супергерой! И королева Елизавета тоже в них ходила, настоящая королева! Я думаю, что очки сейчас такие красивые, что их все любят. Даже солнцезащитные носят, смотри, я тебе покажу картинку»
А если уже совсем никак не получается, можете попробовать секретный ход, предложив контактные линзы (или ночные линзы, но если ребенку зайдет контактные).
Во-первых, это очень большая мотивация научиться ими пользоваться. Если дело именно в стеснении очков, то поверьте, ваш ребенок обучится правилам пользования линз гораздо быстрее, чем многие взрослые. А линзы - это про комфорт и про активную жизнь!
Во-вторых, так вы и узнаете, что дело не в стеснении. Если ребенку контактные линзы тоже не понравятся, вы сможете дальше работать с убеждением, почему очки - это хорошо и они нужны.
Самое главное - дать понять ребенку, что:
- С ним все в порядке, его зрение - это его особенность, а вовсе не болезнь
- Вы выберете и дадите ему самое лучшее, самое красивое, самое удобное
- Вы бережете его и спасете от любых трудностей (и от плохого зрения, и от нападок в детском коллективе)
- Вы его очень-очень любите
Четыре момента, и ваши сынок или доча будут рады. Проявите к ним терпение, ведь очки, особенно первые - это очень-очень важно!
Всем волшебства! :)