Найти в Дзене
Поликсена Торопецкая

Фасад девятнадцатого века, интерьеры середины двадцатого и мировое кино начала двадцать первого можно увидеть только здесь

Знаменитый Центральный Дом журналиста, что на Никитском бульваре, наконец-то предстал перед нами во всей красе. Почти трехвековая история Сначала – в 1736 году – это была одноэтажная городская усадьба, которая с каждым новым веком постепенно и неспешно достраивалась: в середине XVIII века надстроили второй этаж, а в первой половине XIX века — третий. А и правда, куда спешить? Первоначально ее главный фасад смотрел в сторону Калашного переулка, и только когда Бульварное кольцо стало излюбленным местом променада горожан, главный фасад переориентировали на Никитский бульвар. Обратите внимание, как дерево срослось с оградой. А внутри у него - решетка постарше, кто ж теперь скажет, из каких времен. Последним владельцем, лихо перестроившим усадьбу в духе эклектики (1887 год), был ситцевый король Александр Прибылов (архитектор А. Вивьен). Революционные вихри, к счастью, пощадили здание: вместо коммунальных квартир здесь расположился Дом печати – клуб московских журналистов. Он видел и Блока,
Оглавление

Знаменитый Центральный Дом журналиста, что на Никитском бульваре, наконец-то предстал перед нами во всей красе.

Почти трехвековая история

Сначала – в 1736 году – это была одноэтажная городская усадьба, которая с каждым новым веком постепенно и неспешно достраивалась: в середине XVIII века надстроили второй этаж, а в первой половине XIX века — третий. А и правда, куда спешить?

Первоначально ее главный фасад смотрел в сторону Калашного переулка, и только когда Бульварное кольцо стало излюбленным местом променада горожан, главный фасад переориентировали на Никитский бульвар.

Обратите внимание, как дерево срослось с оградой. А внутри у него - решетка постарше, кто ж теперь скажет, из каких времен.

Последним владельцем, лихо перестроившим усадьбу в духе эклектики (1887 год), был ситцевый король Александр Прибылов (архитектор А. Вивьен).

Революционные вихри, к счастью, пощадили здание: вместо коммунальных квартир здесь расположился Дом печати – клуб московских журналистов. Он видел и Блока, и Есенина, а чаще других Маяковского – тот был членом правления клуба.

Именно здесь в 1925 году проходило прощание с Сергеем Есениным.

-3

Спасительная реставрация

🏗️ фасад подкрашивали еще при царе-батюшке, но краску клали поверх того, что было. Только сейчас, сняв все слои, дошли до самой сути и вернули, наконец, первоначальный цвет;

🏗️ перебрали кирпичную кладку фасада и усилили поврежденные участки стены;

🏗️ все архитектурные формы очищали и восстанавливали прямо на фасаде, а недостающие элементы отливали на месте по сохранившимся образцам, как, например, идущий по второму этажу под окнами декор в виде гирлянд с объемными цветами в натуральную величину;

-4

🏗️ полностью отреставрирован белокаменный цоколь с оконными перемычками, которые сохранились с начала XVIII века;

🏗️ новый козырек из чугуна над главным входом заново отлили по имеющимся чертежам.

А что с интерьерами?

Доступное для широкой публики пространство – советский вариант интерьеров в стиле «чистенько, но бедненько».

Листайте:

Совсем уж аскетичные холл и кафе сменяются декорированной в стиле 40х-60х годов анфиладой, плавно перетекающей в два хорошеньких небольших кинозала.

Листайте:

Однако я читала, что где-то существуют и исторические роскошные залы, анфилады и парадная лестница, и вроде бы они сейчас тоже на разных этапах реставрации.

Скажем, упоминаются Большой парадный, Мраморный (Овальный) и Каминный залы, Голубая и Розовая гостиные — все они также творения Александра Вивьена. Даже самая скромная комната отличается роскошным декором, причем для каждого помещения подобран свой.

Так, стены Овального зала целиком отделаны искусственным мрамором, а с потолка Розовой гостиной на посетителей смотрят веселящиеся путти – амуры. Ступени парадной лестницы из натурального мрамора дополняет искусственный мрамор нежно-голубого цвета на стенах.

Когда закончится реставрация и сможем ли мы оценить результат, пока сказать трудно.

Так что приходится довольствоваться тем, что имеем, а это еще и возможность посмотреть в Домжуре кино, да не простое, а мировое современное.

Так что с кино?

К нашим услугам два кинозала, небольшой и совсем маленький, и оба практически пусты – на сеансе человек 5-6.

Листайте:

Сеансы и стоимость билетов можно посмотреть на сайте.

Хочу выразить свое несказанное изумление стоимостью – она начинается от 150 рублей. Сеансы есть в самое разное время, причем цена билета не зависит от времени показа.

Рекомендую самый последний ряд зала номер один – там прекрасные диванчики и много места для длинных ног.

-8

Для меня загадка, как они умудряются показывать здесь зарубежные фильмы 2023 года, но факт остается фактом.

Сейчас можно посмотреть

  • последнего Вуди Аллена (2023), «Великая ирония»,
  • последнюю Анна Меликян (2023), «Чувства Анны»,
  • получившую Пальмовую ветвь в Каннах в 2022 году корейскую «Следующую жертву»,
  • с 23 ноября «Дворец» Романа Полански (2023) – как видим, жизнь бьет ключом.

Еще для любителей ретро есть Педро Альмодовар, Балабанов, Тарковский, а также работает клуб испанского кино, где после просмотра фильма на языке оригинала проходит его обсуждение.