Найти тему
Всё о фильмах

Обзор Тиш - захватывающий портрет страстного фотографа Британии эпохи жесткой экономии

В этом душераздирающем документальном фильме режиссера Пола Снга есть страсть, сравнимая с его прекрасным предыдущим фильмом о Поли Стироле из группы X-Ray Spex. Речь идет о фотографе из Тайнсайда Тиш Мерте, которая в 70-80-е годы вела хронику жизни рабочего класса на северо-востоке страны (а также секс-работников Сохо в Лондоне), заслужив в газетах прозвище "Демон Снэппер".

Она показала реальность бедности и лишений в сообществах, где страдания безработицы были разрешены политическим классом Вестминстера, который считал, что это цена, которую стоит заплатить другим людям за возможность подорвать власть профсоюзов. Но, запечатлев лица, особенно детские, Мерта показала юмор, оптимизм и нежелание поддаваться на уговоры. С огромной человечностью и теплотой рассказывает о фильме взрослая дочь Мерты Элла, которая до жути похожа на свою покойную мать. Именно Элла является посредником в передаче эмоционального посыла фильма, общаясь с родственниками Тиш Мерты, ее друзьями и учителями в Школе документальной фотографии в Ньюпорте.


Важнейшим моментом является то, что Мерта не была сторонним наблюдателем: она была частью людей, чьи жизни она снимала, и возмущалась фетишизацией бедности представителями среднего класса в средствах массовой информации. Это, собственно, и стало роковой причиной ее разрыва с галереей "Сайд" в Ньюкасле, которая выставляла ее работы, из-за того, что она назвала их отношение "бедность - это красиво, маааань". И ужасная правда заключается в том, что Тиш Мерта сама стала статистикой: маргинализированная и непонятая художественным истеблишментом, она в последние годы жизни была доведена до нищеты жесткой экономией Британии после краха 2008 г., испугавшись санкций со стороны Министерства труда и пенсий.

Снг и Элла Мерта рассказывают захватывающую историю о ребенке, который, подобно своим братьям и их товарищам, бродил по пустынным улицам и заброшенным домам, обнаружил в одном из них фотоаппарат - и нашел свое призвание. Она также обнаружила, что наличие фотоаппарата отпугивает ползающих по бордюрам и обижающих детей, которые крадутся рядом с ними. Она купила новую камеру в прокате Dixons, поступила в колледж (предположительно, с помощью гранта), и ее талант расцвел, а к снимкам прилагались ее красноречивые комментарии. Некоторое время ее поддерживала галерея "Сайд", а лондонская Галерея фотографов заказала исследование "Сохо".

Но этот фильм рассказывает историю, очень похожую на фильм Клио Барнард "Беседка" о брэдфордской драматической актрисе Андреа Данбар - как и Данбар, Тиш Мерта была ярким талантом из рабочего класса, которая рано добилась успеха, но не имела той инфраструктуры стремления к восходящей мобильности для поддержания долгосрочной карьеры, которой пользовались ее современники из среднего класса и воспринимали как должное, и как Данбар, давление на ее физическое и психическое здоровье не было смягчено этими преимуществами. Другим фильмом, который мне напомнил этот фильм, неизбежно стал фильм Кена Лоуча "Я, Дэниел Блейк" о Британии эпохи жесткой экономии. Фильм "Тиш" - это огромная, гуманная дань уважения настоящему художнику.