Найти в Дзене

"Что можно сказать обо мне... человек, для которого важна только его живопись" Интересные факты о Моне в день его рождения

Оглавление

Сегодня, 14 ноября, день рождения художника, который стал для меня первой осознанной зрительской любовью. Страница альбома с «Сорокой» почти не закрывалась.

Клод Моне "Сорока"
Клод Моне "Сорока"

Шли годы… Мне посчастливилось совершить путешествия по местам, связанным с Моне, его творчеством и импрессионизмом вообще. Позволю себе проиллюстрировать фотографиями и моими картинками, добытыми в этих путешествиях, сегодняшнюю заметку с интересными фактами о любимом художнике.

Я – французский озорной гуляка…

На своих поздних фотографиях Моне выглядит как солидный Мэтр.

-2

Но в детстве ничего не предвещало такого исхода. Родителям хулиганов на заметку 😉

Он с трудом освоил арифметические действия в школе. Сбегал с уроков, гулял по окрестностям Гавра, забирался на скалы и бродил вдоль реки. Но однажды стал рисовать довольны злые карикатуры на учителей, используя обложки тетрадей.

К пятнадцати годам о Моне знал весь город. За портрет он брал по 20 франков. Вполне себе приличная сумма по тем временам. 12 франков стоила комната в Париже, на 25 можно было питаться месяц, пусть и не разнообразно, а на 15 купить кожаные ботинки.

Карикатурные портреты горожан работы Моне висели в витрине лавочки и все горожане ходили на них поглазеть. Можно представить, как гордился собой юноша.

В этой же витрине выставлялись пейзажи Будена, которого Моне презирал со всем юношеским максимализмом. Через несколько лет Буден стал его наставником.

Отец Моне хотел, чтобы сын продолжил семейный бизнес и стал бакалейщиком, а Моне мечтал о Париже и карьере художника. Родители его в мечтах не поддержали, но и возражать не стали. На окончательный выбор стези повлиял и выигрыш в лотерею крупной денежной суммы.

Папаша импрессионизма

Моне поступил в Париже в Академию живописи.

Остров Сите. Париж
Остров Сите. Париж

Но сбежал оттуда через какое-то время. Но зато познакомился со сверстниками, которые вскоре составили костяк группы импрессионистов: Ренуар, Сислей и Базиль, Писсарро, Сезанн...

В 32 года Моне написал свое «Впечатление» (impression), которое и дало название художественному течению, актуальному и по сей день.

Вот здесь в статье об истрии цвета есть немного о той революции, что совершило "Впечатление"

Его картины дают импульс творцам на создание порой причудливых произведений.

"Маковое поле". Инсталляция, посвященная Моне. Источник изображения сайт Культурология.
"Маковое поле". Инсталляция, посвященная Моне. Источник изображения сайт Культурология.

Так, ландшафтный архитектор Клод Кормье использовал 5060 красных, зеленых и белых маркеров чтобы создать инсталляцию «Маковое поле», посвященную Моне.

Клод Моне "Поле маков". Источник изображения Яндекс Картинки
Клод Моне "Поле маков". Источник изображения Яндекс Картинки

Маловато, понимаешь... Маловато будет!

Моне – один из первых художников, который стал работать на природе. Он таскал с собой по несколько холстов и менял их, как только свет менялся. Помните, в «Электронике» учительница рисования говорит: «Художник должен быть правдив». Вот и он хотел как можно точнее передавать состояния природы.

Друзья вспоминают, что когда он писал серию со знаменитым Руанским собором, то работал одновременно с сотней холстов. В итоге сейчас мы знаем 35 таких картин.

Клод Моне "Руанский собор вечером" Картина хранится в Пушкинском музее в Москве
Клод Моне "Руанский собор вечером" Картина хранится в Пушкинском музее в Москве

Один из самых известных свидетелей таких привычек художника – Мопассан. Они встречались в местечке Этрета, куда Моне приезжал на пленэры.

-8

В очерке «Жизнь пейзажиста» Мопассан пишет:

Поистине, это был уже не живописец, а охотник. За ним шли дети; они несли его полотна, пять – шесть полотен, изображающих один и тот же пейзаж в разные часы дня и при различном освещении. Художник брался то за одно, то за другое из этих полотен, сообразно состоянию неба. И, сидя перед изображаемым пейзажем, он выжидал, подстерегал солнечный свет и тени, схватывал несколькими ударами кисти блеснувший луч, плывущее облако и, презирая ложь и условность, быстро наносил их на полотно.

У Моне вообще много серий. В «Стогах» - 22 картины. Вот тут пою оду стогам Моне.

В «Тополях» - 11. С «Тополями» вообще была забавная история: когда Моне узнал, что деревья, которые служат источником вдохновения собираются срубить он выкупил участок земли с этими растениями.

Клод  Моне "Эффект ветра, ряд тополей" Музей Орсе. Париж
Клод Моне "Эффект ветра, ряд тополей" Музей Орсе. Париж

Заметка на полях: у меня тут тоже недалеко есть дорога с высокими тополями. Езжу, любуюсь, все не дойдут руки нарисовать. Не хотелось бы, чтоб было как у Моне.

Моне пишет: «Мне потребовалось время, чтобы понять мои кувшинки». Времени ему потребовалось довольно много: тридцать лет подряд он почти каждый день в теплое время года устанавливал мольберт на краю пруда с кувшинками в своем Живерни.

Тут вот пишу подробно о Моне как о садовнике.
-10

Пруд, чтобы вдохновение не пропало, должен был быть идеален, поэтому специально обученный человек плавал на лодочке и собирал опавшие листья.

-11

А садовник должен был протирать листья кувшинок от копоти. Правда это – не подтверждённые легенды.

-12

Теперь в музеях и частных коллекциях хранится 250 картин Моне с кувшинками.

-13

Самое длинное панно - в музее Оранжери в Париже. 17 метров.

Наследие и наследники

-14

Сейчас на земле нет ни одного прямого потомка Моне.

Оба его сына. Его сыновья Жан и Мишель и предполагаемый сын Жан Пьера Ошеде умерли, не оставив потомства. Сын Мишель завещал поместье Живерни Академии изящных искусств. К семидесятым годам прошлого века оно было уже в упадке и восстанавливали его долго.

Жеральд ван дер Кемп, который руководил реставрацией, прятал в собственной спальне «Мону Лизу» во время Второй мировой войны.

Прямых потомков нет, но наследие Моне оставил богатое. Нематериальный вклад не обсуждаем, но Моне сейчас один из самых дорогих живописцев.

Скалы в Этрета
Скалы в Этрета