Сегодня, 14 ноября, день рождения художника, который стал для меня первой осознанной зрительской любовью. Страница альбома с «Сорокой» почти не закрывалась.
Шли годы… Мне посчастливилось совершить путешествия по местам, связанным с Моне, его творчеством и импрессионизмом вообще. Позволю себе проиллюстрировать фотографиями и моими картинками, добытыми в этих путешествиях, сегодняшнюю заметку с интересными фактами о любимом художнике.
Я – французский озорной гуляка…
На своих поздних фотографиях Моне выглядит как солидный Мэтр.
Но в детстве ничего не предвещало такого исхода. Родителям хулиганов на заметку 😉
Он с трудом освоил арифметические действия в школе. Сбегал с уроков, гулял по окрестностям Гавра, забирался на скалы и бродил вдоль реки. Но однажды стал рисовать довольны злые карикатуры на учителей, используя обложки тетрадей.
К пятнадцати годам о Моне знал весь город. За портрет он брал по 20 франков. Вполне себе приличная сумма по тем временам. 12 франков стоила комната в Париже, на 25 можно было питаться месяц, пусть и не разнообразно, а на 15 купить кожаные ботинки.
Карикатурные портреты горожан работы Моне висели в витрине лавочки и все горожане ходили на них поглазеть. Можно представить, как гордился собой юноша.
В этой же витрине выставлялись пейзажи Будена, которого Моне презирал со всем юношеским максимализмом. Через несколько лет Буден стал его наставником.
Отец Моне хотел, чтобы сын продолжил семейный бизнес и стал бакалейщиком, а Моне мечтал о Париже и карьере художника. Родители его в мечтах не поддержали, но и возражать не стали. На окончательный выбор стези повлиял и выигрыш в лотерею крупной денежной суммы.
Папаша импрессионизма
Моне поступил в Париже в Академию живописи.
Но сбежал оттуда через какое-то время. Но зато познакомился со сверстниками, которые вскоре составили костяк группы импрессионистов: Ренуар, Сислей и Базиль, Писсарро, Сезанн...
В 32 года Моне написал свое «Впечатление» (impression), которое и дало название художественному течению, актуальному и по сей день.
Вот здесь в статье об истрии цвета есть немного о той революции, что совершило "Впечатление"
Его картины дают импульс творцам на создание порой причудливых произведений.
Так, ландшафтный архитектор Клод Кормье использовал 5060 красных, зеленых и белых маркеров чтобы создать инсталляцию «Маковое поле», посвященную Моне.
Маловато, понимаешь... Маловато будет!
Моне – один из первых художников, который стал работать на природе. Он таскал с собой по несколько холстов и менял их, как только свет менялся. Помните, в «Электронике» учительница рисования говорит: «Художник должен быть правдив». Вот и он хотел как можно точнее передавать состояния природы.
Друзья вспоминают, что когда он писал серию со знаменитым Руанским собором, то работал одновременно с сотней холстов. В итоге сейчас мы знаем 35 таких картин.
Один из самых известных свидетелей таких привычек художника – Мопассан. Они встречались в местечке Этрета, куда Моне приезжал на пленэры.
В очерке «Жизнь пейзажиста» Мопассан пишет:
Поистине, это был уже не живописец, а охотник. За ним шли дети; они несли его полотна, пять – шесть полотен, изображающих один и тот же пейзаж в разные часы дня и при различном освещении. Художник брался то за одно, то за другое из этих полотен, сообразно состоянию неба. И, сидя перед изображаемым пейзажем, он выжидал, подстерегал солнечный свет и тени, схватывал несколькими ударами кисти блеснувший луч, плывущее облако и, презирая ложь и условность, быстро наносил их на полотно.
У Моне вообще много серий. В «Стогах» - 22 картины. Вот тут пою оду стогам Моне.
В «Тополях» - 11. С «Тополями» вообще была забавная история: когда Моне узнал, что деревья, которые служат источником вдохновения собираются срубить он выкупил участок земли с этими растениями.
Заметка на полях: у меня тут тоже недалеко есть дорога с высокими тополями. Езжу, любуюсь, все не дойдут руки нарисовать. Не хотелось бы, чтоб было как у Моне.
Моне пишет: «Мне потребовалось время, чтобы понять мои кувшинки». Времени ему потребовалось довольно много: тридцать лет подряд он почти каждый день в теплое время года устанавливал мольберт на краю пруда с кувшинками в своем Живерни.
Тут вот пишу подробно о Моне как о садовнике.
Пруд, чтобы вдохновение не пропало, должен был быть идеален, поэтому специально обученный человек плавал на лодочке и собирал опавшие листья.
А садовник должен был протирать листья кувшинок от копоти. Правда это – не подтверждённые легенды.
Теперь в музеях и частных коллекциях хранится 250 картин Моне с кувшинками.
Самое длинное панно - в музее Оранжери в Париже. 17 метров.
Наследие и наследники
Сейчас на земле нет ни одного прямого потомка Моне.
Оба его сына. Его сыновья Жан и Мишель и предполагаемый сын Жан Пьера Ошеде умерли, не оставив потомства. Сын Мишель завещал поместье Живерни Академии изящных искусств. К семидесятым годам прошлого века оно было уже в упадке и восстанавливали его долго.
Жеральд ван дер Кемп, который руководил реставрацией, прятал в собственной спальне «Мону Лизу» во время Второй мировой войны.
Прямых потомков нет, но наследие Моне оставил богатое. Нематериальный вклад не обсуждаем, но Моне сейчас один из самых дорогих живописцев.