На предстоящем саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в столице Северной Македонии Скопье, который пройдет 30 ноября — 1 декабря, главной проблемой станут выборы председателя на следующий год.
На эту роль претендует Эстония, выдвинувшая кандидатуру в 2021 году, но с ней не согласились Беларусь и Россия. В случае, если 56 участников крупнейшей в мире региональной организации (государств постсоветского пространства, Европы, США и Канады, за исключением Эстонии, которая подала заявку на пост председателя) не придут к консенсусу, а за нового председателя голосуют единогласно, то, по мнению министра иностранных дел Финляндии Пекки Хаависто, ОБСЕ окажется под угрозой своего существования.
Причиной этого стала заявка Эстонии на председательство в следующем году. Еще в декабре 2021 года на заседании министров иностранных дел ОБСЕ в Лодзи Беларусь и Россия выступили против кандидатуры Эстонии, одобрив при этом председательство Северной Македонии и Финляндии соответственно в 2023 и 2025 годах. Отношения наших государств с Эстонией к настоящему времени еще более обострились.
Еще в середине этого года министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам встречи с белорусским коллегой Сергеем Алейником охарактеризовал ситуацию вокруг ОБСЕ «плачевной», а сама организация, по его мнению, не способна «вернуться к уважительному, равноправному диалогу», а чуть позже на международном форуме в Подмосковье, проходящем под эгидой Совета безопасности России, сделал следующее заявление: «Долгие годы Вашингтон целенаправленно разрушал архитектуру европейской безопасности, уделяя особое внимание созданию неприемлемых угроз для России…. Превратив ОБСЕ в маргинальную структуру, не влияющую на положение дел в сфере европейской безопасности, США и их европейские союзники давно взяли откровенно провокационный курс на расширение НАТО на Восток».
Государства НАТО, которых в составе ОБСЕ большинство (31 из 57), проявляли явное неуважение к главе российского МИДа. Так, в 2022 году, во время председательства в организации Польши, впервые в ее истории Сергею Лаврову было отказано в участии в заседании министров иностранных дел. Польская сторона объяснила этот демарш персональными санкциями Евросоюза, хотя они касались российского министра только в имущественной части (если бы Лавров владел имуществом на территории ЕС, то оно бы подлежало аресту).
Запад также обвиняет Россию в деструктивных действиях по отношению к ОБСЕ: блокирует председательство Эстонии, не признает полномочия мониторинговой группы ОБСЕ по Украине, заблокировала бюджет организации на текущий год.
Выйти из самого серьезного за всю историю кризиса ОБСЕ сможет только в случае, если рассмотрят альтернативного кандидата на председательство в следующем году, или продлятся полномочия Северной Македонии, с чем в Минске и Москве вряд ли согласятся.
Наши государства хотят видеть в роли председателя ОБСЕ нейтральную страну, которая бы сохраняла традиции уважительного взаимодействия и не была подвержена указаниям из Брюсселя или Вашингтона.
В роли таких альтернативных кандидатов могли бы выступить Казахстан, Австрия или Мальта, которые в разной степени получили бы одобрение Беларуси и России. Только для рассмотрения их кандидатур необходимо, чтобы заявка Эстонии была отозвана, но в конце сентября МИД этой страны сообщил, что так поступать не будет. Также три названные государства пока не подавали заявки на председательство, видимо, ожидая отзыва эстонской стороны, в противном случае ОБСЕ может впервые остаться без председателя.
О компромиссе в этом вопросе можно будет говорить только тогда, когда сама встреча министров иностранных дел в Скопье состоится. До сих пор остается открытым вопрос об уровне представительства на ней России. Северная Македония на правах председателя могла бы сделать исключение для российского министра, несмотря на присоединение ее к антироссийским санкциям. Только делать это пока не спешит, всего лишь призывая Россию к готовности к «компромиссу и сотрудничеству, что бы облегчило создание условий для полноценного присутствия ее делегации на форуме». Так, произнеся указанную фразу, министр иностранных дел Северной Македонии Буяр Османи на самом деле ожидает отмашки из Вашингтона, а заодно намекает на уступки со стороны России, если его страна примет ее министра.
Не менее сложной проблемой для ОБСЕ остается отсутствие бюджета. Принять его на следующий год будет возможно только в случае равноправного диалога на площадке ОБСЕ с равноправным представительством, вопрос о котором еще не решен. Было бы разумно со стороны всех членов организации сохранить ее в нынешнем виде, исключив санкции и мелочные противоречия, потому что она, пожалуй, единственная площадка, где могут встретиться представители России, США, Евросоюза и европейских государств, не входящих в него.
Сегодня очевидно только одно: в случае отсутствия приемлемых для Беларуси и России решений по председателю ОБСЕ, равноправному представительству на саммитах и бюджету, ее существование не имеет смысла, потому что европейская политика без Беларуси и России не делается. Это должны понимать в Брюсселе, Вашингтоне, Скопье и Таллине.
Автор статьи: Александр Черный