Являясь счастливой обладательницей крутого кассетного магнитофона «Электроника-302» я могла переписывать, а затем слушать полюбившиеся мне песни почти круглосуточно. У папы был катушечный магнитофон «Весна» и мы с ним кооперировались, когда мне удавалось добыть катушку с заветной записью. В основном, я брала эти драгоценные катушки у одноклассников, которые так же, как я, увлекались современной музыкой. К этим товарищам очень быстро примкнул Вадик и начал снабжать меня записями моих любимых групп «Машина времени» и «Воскресение». Кроме того, продвинутый старший брат подруги Маши подкидывал нам записи экзотических для нас, советских школяров, групп типа «Bee Gees» или «Uriah Heep». Тогда вся эта иностранщина звучала свежо, волшебно и удивительно, т.к. по советскому ТВ и радио крутили немодную и плесневелую с точки зрения 14-летних подростков музыку. Это сейчас я ностальгирую по советским песням и понимаю, какие прекрасные голоса были у Муслима Магомаева, Валерия Ободзинского и солистов группы «Песняры», а музыкальные произведения вроде «Беловежской пущи» или «На дальней станции сойду» вызывают чуть ли не слезы умиления и обиды за то, что мы так заносчиво относились к по-настоящему прекрасным, чистым, вдохновляющим на самые возвышенные душевные порывы песням. Но юности свойственна непримиримость и склонность к бунту, советское общество пыталось воспитывать в нас хороший вкус и стремление к прекрасному, однако нам хотелось познавать мир во всех его проявлениях, без цензуры, без руководящей идеологической указки: что любить, что слушать, не соответствуя требованиям текущей линии партии. И «железный занавес» с его «вражескими голосами» был тем самым запретным плодом. Я, как и большинство моих сверстников, презирала официальную советскую эстраду, считала, что она душная и отдает нафталином, тогда как западная музыка считалась эталоном вкуса. Тем более, что западный поп и рок были под этаким негласным запретом и слушать его считалось чуть ли не фрондой. Да еще плюс наш «гонимый властями» русский рок! Мы считали Андрея Макаревича героем нашего времени, преследуемым и гонимым КГБ. Каково было моё разочарование в будущем, когда я узнала, что Макаревич не был никаким «шатателем устоев», жил при советской власти довольно мажористо и сытно, успешно монетизируя слухи о своем якобы фрондёрстве и борьбе с «застоем». Как показало время, Макаревич оказался обыкновенным брюзгливым мизантропом и во все периоды был недоволен любой российской властью, будь то Брежнев, Ельцин или Путин. Но тогда, в 1983 году, моя ровесница, группа «Машина времени» была топ № 1 в моем личном хит-параде. Первое произведение группы, которое я услышала, была песня «Поворот». Я решила, что этот брутальный баритон, исполняющий «…если вы еще мужчины, вы кое в чём сильны…» и есть тот самый легендарный Андрей Макаревич. Однако, я была вскоре разочарована, потому что обладателем баритона оказался бородатый Кутиков, а сам Макаревич – кучерявым, гнусавым коротышкой с выступающими зубами. Впрочем, песни у «Машины» были замечательными и со смыслом. Вскоре я распевала за группой заводные «Поворот» и «Скачки», запоем слушала «За тех, кто в море», «Марионетки», «Синяя птица», «Костер»… Впоследствии, я несколько раз бывала на концертах «Машины времени» и сольных выступлениях Андрея Макаревича. Очарование песнями группы сохранилось со мной до сих пор.
Мой Топ № 2 в 1983 году занимала почти «подпольная» группа «Воскресение». Многие в то время путали её с «Машиной времени» и не мудрено, так как часть музыкантов из «Машины» в свое время перешла в «Воскресение» (Сергей Кавагоэ и Евгений Маргулис), к тому же в состав «Воскресения» вошел двоюродный брат Андрея Макаревича - Алексей. Все эти сложные телодвижения нам, подросткам, были неведомы, так как интернета тогда не было, в газетах писали только про намолоченное зерно, засыпанное в «закрома родины», «американской и израильской военщине» и черпать светские новости можно было только из сплетен. В те годы по стране ходили чудовищные слухи, запускаемые шутниками, и мы верили всякой ерунде. И про Людмилу Гурченко, и про Аллу Пугачеву, и про ее якобы мужа Михаила Боярского, и про агентку ЦРУ, ведущую программы «В гостях у сказки» Валентину Леонтьеву… Однако я сразу поняла, что группа «Воскресенье» - это не близнец «Машины времени», а вполне себе самостоятельная самобытная группа, песни которой наполнены особым смыслом и пафосом. Мне особенно нравился голос Константина Никольского, хотя, многие говорят, что «Воскресение» для них - это Андрей Сапунов и именно его исполнение считают каноничным. Но я обожаю всех вокалистов этого прекрасного коллектива. До сих пор слушаю «Я сам из тех», «Кто виноват», «Ночная птица», «Музыкант», «Лето», «По дороге разочарований», «Мой друг художник и поэт», «Забытую песню несет ветерок», «Когда поймешь умом»…
«Когда поймешь умом,
Что ты один на свете,
И одиночества дорога так длинна,
Что жить легко и думаешь о смерти,
Как о последней капле горького вина…» (с)
В 14 лет я любила слушать эти красивые, наполненные философским смыслом песни. А сейчас понимаю, что они гораздо глубже по содержанию и с годами, абсолютно не потеряв своего очарования, всё больше находят отклик в моей душе. Удивительно, что такие мудрые, зрелые тексты для песен «Воскресения» были сочинены тогда еще молодыми, совсем «зелеными» Алексеем Романовым и Константином Никольским.
Мой Топ № 3 в 1983 году это французская группа «Ottawan» и её зажигательные диско-песенки на английском языке. Они до сих пор звучат на ретро-радио: «Hands Up», «Crazy Music», «D.I.S.C.O.».
После лета 1983 года я увлеклась итальянской эстрадой, узнала о существовании рок-групп «Динамик» и «Круиз», и просто влюбилась в британскую рок-группу «Electric Light Orchestra (ELO)».
Но эта будет уже другая история…