Найти тему

БАЛАКЛАВА: самая красивая бухта страны, заброшки и лучший военный музей России

Кто мог подумать, что Балаклава настолько живописна? Сегодня изучаем город с уникальной бухтой, генуэзской крепостью и советским подземным «секретиком».

Город впечатляет именно когда смотришь на него с гор, окидывая взглядом всю сложность и изящество побережья, а вот вид с земли скорее удручает. Пока что это главное место в Крыму с максимально нереализованным потенциалом. Очень много заброшенных исторических зданий, набережная запущена, хотя из Балаклавы можно сделать отечественную Италию или даже лучше. Процесс идёт, одна сторона бухты сейчас закрыта для благоустройства, строят марину для яхт. Но зажжётся ли свет в пустующих глазницах многих старых домов – пока вопрос.

История у Балаклавы многотомная. Возможно бухта впервые упоминается в «Одиссее» Гомера как гавань Ламоса. Здесь жили и строили тавры, греки, генуэзцы, турки и другие народы, тут бывал путешественник Афанасий Никитин, русские императрицы и императоры, а теперь побывали и мы. Сейчас это сделать гораздо проще, чем раньше, ведь с 1957 года город носил закрытый статус благодаря секретному подземному заводу для ремонта и снаряжения подводных лодок (его покажем далее).

Что до здешних красот, то мы пока не были во всех бухтах России, однако эта прочно заняла первое место в сердечке путешественника. Да, это лишь субъективное восприятие, но вот вам фотодоказательства и несколько объективных фактов. Это одна из самых удобных бухт Чёрного моря для кораблей. Посудите сами: она узкая (200—400 м) и глубокая (колеблется от 10 до 35 м), здесь вообще не бывает штормов (в углу нервно курит ветреный Новороссийск). Тут скалистый берег делает несколько поворотов, поэтому со стороны открытого моря гавань вообще не видна. Любители яхтинга считают её лучшей на всём море. В общем: красиво, скрытно и комфортно. Такое ощущение, что природа методом тектонического разлома вложила всё самое лучшее в крохотный клочок земли. Людям осталось только не испортить.

Сейчас здесь можно немного побродить по маленькой набережной, полюбоваться на лодки, рыбаков и поотбиваться от назойливых экскурсоводов. Мы прекрасно перевели дух в стильном заведении Art Coffee, профильный напиток здесь делать умеют. Но если после этого вы не поднимитесь к генуэзской крепости Чембало, от которой остались отдельные стены и башни, то считайте, что в Балаклаве не были. Отсюда открывается главный вид на город и извилистую гавань. Подъём не очень сложный (минут 15-20), зато какие виды. Наслаждайтесь!

Ну как приехать в Балаклаву и не спуститься под землю, чтобы увидеть некогда секретную базу подводных лодок? Погружаемся!

-6

Попасть в Балаклавский подземный комплекс можно без служебного пропуска (хоть эта надпись и красуется на билете). Вход стоит 700₽, что для такого масштабного места совсем немного. На неспешный осмотр всего и вся у нас ушло полтора часа. Точно не ожидал, что будем бродить столько времени, но уходить совсем не хотелось. И это при том, что мы не имеем особого пылкого интереса к военной технике.

-7

Оказалось, что это не стандартная выставка стали и пороха прошлых лет, а современный музей каким он должен быть. Тут вам интерактивные экспонаты, световые и шумовые эффекты, от которых порой мурашки устраивают пробежку по спине. Так оно и должно быть, чтобы по-настоящему ощутить себя в иной эпохе, среде и хоть немного понять, что тогда чувствовали люди. Вера ходила с выпученными глазами под впечатлением от исполинских агрегатов, периодически вздрагивая под вой сирен.

Добавляет впечатлений и само сооружение, из-за которого Балаклава долгие годы была закрытым городом. После Второй Мировой войны Сталин поручил Берии найти идеальное место, где могли бы базироваться подводные лодки со смертоносными ракетами. Я уже писал про уникальную бухту, которую народы ценили во все века. Не обошли стороной и в советскую эру. За восемь лет (с 1953 по 1961 годы) силами военных и метростроевцев здесь вырыли настоящий подземный город. Подлодки могли скрытно зайти внутрь и также незаметно выскочить с ядерным сюрпризом наперевес. В одном «гараже» их ремонтировали, а из другого загружали ракеты. Благо для мира, что этот функционал ни разу не пригодился.

С 1993 бывшую военную базу не охраняли и её потихоньку разграбили: демонтировали все конструкции, содержащие цветные металлы и благополучно продали. Только в последние годы здесь навели марафет и сделали не музей, а настоящий портал в эпоху «холодной войны», отзвуки которой мы слышим и сегодня. Но лучше бы она осталась покоиться в вырытых для неё подземельях.