Алексей Френкель — сценарист, режиссер и продюсер, автор множества сериалов и телевизионных проектов, буквально на днях выступил с дебютным романом «Бог, которого не было». Пока, правда, как и полагается, произведению настоящего сценариста, режиссера и продюсера, мир увидел лишь тизер всего романа — его первую «белую» книгу. Поэтому, считаю правильным предупредить, что вопросов после прочтения, будет больше, чем ответов.
За 10 лет до начала повествования герой романа зарабатывал по вечерам в баре «Твин Пикс» игрой на рояле, когда в день своего 20-летия встретил Дашу. Даша ему дала, пробила дыру в сердце, а потом пропала. Герой долго звонил Даше, она не отвечала, и бар, где он зарабатывал игрой на рояле, закрыли, а он переехал с Сокола в Израиль, совершил алию и пошел работать в почтовое отделение в Иерусалиме на улице Агриппа 42, куда приходят письма со всего света адресованные богу, и в какой-то момент наш герой взял на себя смелость отвечать на эти письма. Так проходит пять лет. Он отвечает на письма, и ищет свою Дашу. Каждый день звонит ей на мобильный, но она не отвечает. А потом, где-то в середине этой пятилетки, он начинает еще и в иерусалимском баре играть на рояле по вечерам. И очень ждет Дашу. Но Даша не приходит и не отвечает на звонки. Пытаясь найти и Дашу, и себя, герой нам рассказывает как устроены мир и мир, если вы понимаете, о чем я. В его мире и мире воплощаются Колтрейн и Моррисон, Ричардс и Моцарт, Маркес и Кастанеда, и вообще все, с кем вы когда-либо мечтали выпить. А герой берет и выпивает, а иногда отправляется и в бэд трипы (если вы понимаете, о чем я). Он заводит собаку и называет ее Экклезиастом. Он служит в израильской армии, как-то проводит шаббаты, общается с разными людьми, искрометно и по-еврейски шутит про евреев (а мне-таки кажется, что только евреи и могут по-настоящему смешно шутить про евреев). Короче, Френкель прямо на наших глазах отработанными жестами сочинского каталы тасует реальность, реальность и сюрреальность, сыплет цитатами, которые если вам не знакомы… и присваивает себе (нет, это нельзя считать плагиатом, потому что он всегда-всегда ссылается на первоисточник) цитаты, которые если вам не знакомы…хотя, конечно, они все вам знакомы! Видимо, многолетний режиссерский опыт не даст тебе покоя, даже если ты пишешь не сценарий, а роман.
Написать такой роман, в принципе, мог бы любой дурак, который родился в период с 1965 по 1985 (ну, может быть по 1991, не возьмусь утверждать). Но, вот что-то никто до сих пор не написал. А Френкель — написал! Возможно, именно поэтому время в «белой книге» играет очень условную роль, оставляя лишь якоря в том калейдоскопе артефактов, с которыми сейчас имеют дело рожденные с 1965 по 1985. И его «Бог, которого не было» — это манифест тех, кто вырос в эпоху, когда информация передавалась еще из уст в уста, музыка записывалась с пластинок на катушки и кассеты, книги издавались там- и самиздатом, но стоили совсем немного, а значили гораздо больше и прочитывались реально за ночь, чтобы быть переданными по цепочке дальше. В те незапамятные времена любой дурак, в стремлении добыть информацию, был и физиком, и лириком, и мог любой «Урал» заставить звучать не хуже «Гибсона», и каждый раз совершал изобретение вселенского масштаба, когда хотел услышать The Beatles или Rolling Stones или Deep Purple или King Crimson или The Doors или БГ или СашБаш или Цоя. Их бабушки заставляли ходить в музыкалку, кружок аэромоделирования, или на плаванье, есть суп и котлеты. В итоге, они выросли и, когда выросла я сама, стала интересоваться именно такими парнями. Пожалуй, да, мне бы очень хотелось быть такой же вот Дашей. И, скорее всего, если бы мы встретились с Френкелем лет 15-20 назад, я бы в него влюбилась, как кошка, у нас был бы головокружительный роман, который потом бы закончился, я страдала бы лет десять, хуевертила бы с той драмы по-страшному, потом бы выросла, потом бы Френкель написал «Бог, которого не было», а я бы читала его и посмеивалась бы с высоты всего нахуеверченного. Но, нет, ничего такого между мной и Френкелем, к счастью не было. Поэтому я просто читала (смотрела?) этот безумный монтаж цитат, артефактов, иронии и черноватого юмора и вспоминала «о! блин! а мне папа про такое рассказывал!», «а! мне про это как-то Леха рассказывал», «ого, а вот это я сама прочитала!», «Класс! песня хороша».
Все три книги — белую, черную и красную — нам обещают до апреля. А с учетом того, что читать «смонтированную» книгу квест непростой, и вам обязательно захочется что-то еще такое переслушать, то, конечно, как раз времени хватит и на саму книгу, и на дополнительные материалы. Потому что это тот самый случай, когда не надо объяснять, если надо объяснять, просто потому, что «наше детство прошло на одних букварях, потому ничего никому объяснять и не надо».
P.S.
Ах, да! Далеко не все книжные страны готовы выложить у себя роман с таким вот названием, поэтому просто, спрашивайте везде.