Найти тему
Аэлита Московская

МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК НЬИ-ВО-ХГУН'Н'

💥Традицию "Медвежий праздник" — Айны Бородачи заимствовали от Нивхов.

💥Праздновали раз в 4 года — с 22 ноября по 22 декабря.

💥22 декабря — кульминация — восхождение Полярной звёзды в день Зимнего солнцестояния.

СКОРО НАЧАЛО САМОГО ГЛАВНОГО ПРАЗДНИКА НИВХОВ — МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК с 22 ноября по 22 декабря.

Праздник праздновался именно в високосный год — Нивхи знали о дополнительном дне — который появляется в високосный год — этот год священен — несёт сакральную силу.

Праздник — один из самых главных у народов Восточной Сибири.

В том числе и у эвенков, кетов с Енисея, хантов и манси, народы Амура, народы Приморья ДВ.

Праздник посвящён поминовению предков.

Нивхи верили — душа человека бессмертна.

Верили в перерождение души прапредков в потомках.

Это основное в данном празднике.

Человеческих жертв не было — человеческая жизнь святое.

Святое все, и в том числе — окружающий мир.

Все — даже дерево, река, лес в язычестве — святое.

Убивать медведя можно, и с ним отправлять послание предкам на тот свет.

Медведя месяц изыскано кормили — обязательно каждый день Мос — ритуальное сакральное блюдо Нивхов — студень из шкур лососевых с добавлением ягод черемухи заготовленной осенью впрок -- способом сушки, приносили и другие дары-вкусности отовсюду и издалека — шли все.

На празднике читали свои сочинения — настуры, устраивая настоящие батлы, пели авторские песни — решали кто лучше, танцевали, проводили спортивные состязания.

НАСТУР (настунд), жанровая разновидность архаичного периода родового строя — эпос в культуре сахалинских нивхов (аналогичен нызиту амурских нивхов); импровизированная эпическая песня с длинными рядами стихов, повествующих о жизни и деяниях древних нивхов со времен мифического первочеловека; героико-эпическая сказка. С момента своего возникновения Настур бытовал исключительно в устном народном творчестве и синтезировал в себе словесное и музыкальное искусство: Настур исполняется в особой мелодичной манере напева-речитатива.

Ведущий мотив в настурах – поиск отважным героем жены через победу врагов (нередко мифических) и возвращение домой. Н. исполняется только особым человеком – сказителем настунд-ньивохгунн или шаманом, которому помогает особый дух — «миф-ньивхгу-кехн — земной человек-дух», находящийся в момент пения на языке у сказителя. Настурн собирался, обрабатывался и изучался Б.О. Пилсудским, Л.Я. Штернбергом, Е.А. Крейновичем, А.Н. Веселовским, Г. А. Отаиной, В.М. Санги.

https://encsakhalin.su/article/3431

Медвежий праздник — это был реально праздник-трапеза — пир в полном смысле этого слова.

Изначально сакрально — мясо ритуального медведя ели исключительно мужчины.

Позже — дифференциация по половому признаку ушла — разрешалось есть всем, но женщины не должны были касаться мяса руками.

Дифференциация — слово заимствовано из латинского языка переводится как «differentia — разность, различие».

В более обобщенном смысле оно обозначает разделение единого на части, уровни, этапы, ступени. Данный термин является антонимом для интеграции.

Дифференциация всегда происходит по каким-либо общим признакам.

Градация способом дифференциации — процесс развития применительно к разным областям человеческой деятельности и признаки, по которым данный процесс происходит.

Например, дифференциация в быту Нивхов – это сложившаяся система экономических отношений в четкой градации верований по половому признаку. 

Основа дифференциации и тысячелетия назад и в современной экономике заключается в разделении труда по отраслевому и (или) территориальному признаку, и по половому в том числе — женщина хранитель очага у Нивхов.

На уровень дифференциации в этом случае основополагающее значение оказывают следующие факторы:

• обеспеченность трудовыми ресурсами;

• объемы производства;

• степень внедрения в производственный процесс достижений науки;

• целевая ориентация производства;

• факторы социально-политической сферы — уровень экономического развития хозяйствующего субъекта.

Дифференциация в психологии означает умение индивидуума быть личностью, оставаясь при этом социализированным членом общества.

Простой пример: есть человек, он социализирован, т. е. адекватно сосуществует с остальными членами какого-либо коллектива, выполняет свои гражданские обязанности по отношению к сообществу, в котором живет.

Но в то же время он имеет свои увлечения, духовные привязанности, свою точку зрения. Чем выше психологическая дифференциация человека при нормальном уровне социализации, тем более он стабилен в психологическом плане, тем полноценней как личность.

Дифференциация языка

Этот термин в лингвистике подразумевает появление новых разновидностей языка. Проще говоря – это появление наречий, говоров и диалектов.

Пример: существует русский язык, но практически в каждой «глубинке» в нем обнаруживаются свои особенности. Так, в одном районе Тверской области говорят не «гора», а «горушка», не «поезжайте», а «ехайте». И таких изменений в русском языке не счесть, как, впрочем, и в языках всего мира.

Существует 3 основных причины дифференциации языка:

• территориальная

• соцальная – изменения происходят вследствие дифференциации общества на различные социальные группы.

• религиозная

Дифференциация в науке означает выделение из определенного научного направления новых дисциплин по мере накопления знаний.

Данный процесс неотделим от научного прогресса. Исследования в рамках узкой специализации позволяют глубже проникнуть в суть явлений и процессов.

Этот процесс подобен цепной реакции: по мере накопления информации из «материнской» науки выделяется «дочернее» направление. Оно развивается, и при расширении и углублении знаний о своем объекте дифференцируется еще на несколько научных дисциплин. И так может продолжаться до бесконечности.

Дифференциация – это процесс выделения частей из единого целого. Наряду с интеграцией – это два противоположных процесса лежащих в основе эволюции человеческого общества.

Культура народа Ньи-во-Хгун'н' полностью дифференцирована на четкие градиенты языческой веры и в зависимости от выполнения работ: родовые общины — кланы, мужчина -женщина, шаман и т.д.

Очень важно — градация в социализации — это способ дисциплины, позволявшая жить тысячелетиями.

В кланах следили за тем, чтобы не происходило близкородственных связей. Сегодня по данным исследований науки ДНК генеалогия подтверждается факт чистоты крови коренных амурских народов — очень низкий процент генетических заболеваний.

Кровь — нивхи знали важность крови — что отражено в ритуальном празднике на уровне высоких знаний в языческой логике палеолита — кровью медведя окроплялись древесные стружки и вешались у входа в жилище.

Голова медведя вывешивалась на особом дереве — черемуха. И находилась там определенный период. Затем, спустя время — череп и кости медведя оставляли в лесу на пне близ поселения, куда время от времени носили угощения.

Инау — стружки — делались тоже из черемухи — у Нивхов это ритуальное сакральное дерево издревле. Инау, так же использовалось в шаманском танце — на голове, на поясе шамана и в руках.

Ритуалы с применением крови, костей и меха ритуального медведя -- это народная мудрость. Нюх медведя очень чуткий -- это приметили люди со времён палеолита. Очень важно -- медведь никогда не умирает на своем участке -- он уходит в горы. На Сахалине обнаружено кладбище медведей у подножия гор -- до 1.5 тысяч скелетов. Нюх медведя очень чуткий -- там, где пахнет смертью -- медведь обходит стороной! 👈 МУДРОСТЬ ЖИЗНИ ЛЕГЛА В ОСНОВУ ДРЕВНЕГО РИТУАЛА ВОЗНИКШЕГО В ЕВРАЗИИ НЕ МЕНЕЕ 40 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД.

Ритуальный танец женщины исполняли с веточками ёлки -- растение олицетворяет собой народное предание Ньи-во-Хгун'н' -- из смолы хвойного дерева появился нивх, место проведения окуривалось в момент кульминации мероприятия — обязательно дымом можжевельника — прогоняли злых духов.

Никто при ритуальном заклании медведя не плакал.

В момент выстрела из ритуального лука — Нивхи стучали по бревну тять-чхарш, петь и разговаривать в этот момент — табу. Примечательно тот факт что, на Тибете так же существует древнейший ритуал ритмических ударов по дереву, которым оглашают приглашение к обеду.

Под звуки тять-чхарш -- мужчины отправлялись для разделки туши, женщины в это время исполняли сакральный древнейший танец с веточками.

Шкура ритуально убитого медведя — хранилась у стрелка в роду — считалось клан породнился с медведем — ее вешали у входа в жилище, позже выделывали — изготавливали из нее амулеты — охотничий пояс, а детям — обязательно прикрепляли кусочек шкуры на одежду.

Шкуры убитых медведей — не ритуально — использовали в быту — спали на них, укрывались, шили одежду.

Целый месяц Нивхи поминали своих усопших предков, договаривались о женихе, либо о невесте.

В общем -- РеаЛьнО -- Медвежий праздник — не о покойниках, а именно в жизнеутверждающей концепции верований со времён палеолита — продолжение рода -- душа бессмертна.

#antoninadmitrevskayanivhinka