Apple пытается отобрать товарный знак у орловского производителя сухофруктов «Орловский сад». Как не оказаться на месте компании из соседнего региона, разбирались с руководителем адвокатской конторы «Рывкин и партнеры» Станиславом Рывкиным:
Что произошло?
Речь в данном случае идет о комбинированном товарном знаке «ecoapple», выполненном в зеленом цвете с увеличенной буквой «О», внутри которой размещено изображение яблока, напоминающего всем известное «эппловское». Та же форма (что объяснимо) и листик на маленькой плодоножке. Яблоко не надкусано (как у Apple), но внутри яблока смайлик с поднятым вверх пальцем. А поскольку изображение небольшого размера, то в случае беглого (не фиксированного) взгляда плод кому-то может показаться … как бы не совсем целым. Да и буква «О» с яблоком внутри не каждым может быть воспринята как просто буква. Следовательно, элемент «apple» вполне себе может читаться отдельно.
Каковы перспективы? Решение будет зависеть от того, сочтет ли коллегия Роспатента этот товарный знак сходным до степени смешения со всемирно известным товарным знаком Apple. Дальше – Суд по интеллектуальным правам. Разумеется, если одна из сторон не согласится с решением Роспатента и обжалует его.
Прилетало ли воронежским предпринимателям от известных брендов?
Да сколько угодно. Иски арбитражными судами рассматриваются постоянно. И в первых рядах здесь, пожалуй, владельцы (как иностранные, так и российские) мультипликационных персонажей. «Свинки Пеппы», «Смешариков», «Лунтика», «Маши и Медведя» и пр. Часто персонажи зарегистрированы ими как товарные знаки. Хватает дел по защите товарных знаков «Puma», «New Balance», «Under Armour», «Levi Strauss & Co» и т.п. Случаются и иски от крупных производителей или ритейлеров с требованиями запрета на использование коммерческого обозначения или даже фирменного наименования.
Но если мой товарный знак зарегистрирован, я вне зоны риска?
Регистрация заявленного вами товарного знака еще не означает, что ее невозможно впоследствии признать недействительной. Законом определено, что любой зарегистрированный товарный знак может быть оспорен путем подачи заинтересованным лицом в Роспатент возражения против предоставления ему правовой охраны. Одно из оснований оспаривания – тождественность или сходство до степени смешения с другим, зарегистрированным ранее товарным знаком. При этом степень этого самого сходства оценивается исходя из общего впечатления и с позиции рядового потребителя.
Т. е. решение будет вынесено на основании субъективной оценки лица (нескольких лиц), его принимающего. Отсюда вывод – ни один хозяйствующий субъект, зарегистрировавший товарный знак, не может быть застрахован от признания в последующем такой регистрации недействительной. Причем регистрация эта может быть оспорена заинтересованным лицом в течение всего срока действия товарного знака.
Да, Роспатент, зарегистрировавший товарный знак и предварительно проведший экспертизу на предмет его соответствия условиям охраноспособности, впоследствии может отменить действие этого товарного знака, признав его регистрацию недействительной полностью или в части. Логики здесь не ищите.
Что же делать, чтобы не оказаться в похожей ситуации?
К выбору и регистрации товарного знака подходите с особым тщанием. Видите сайт, на котором вам обещают гарантированно зарегистрировать товарный знак? Да еще в кратчайшие сроки? Проходите мимо. Во-первых, срок регистрации товарного знака зависит исключительно от патентного ведомства. И составляет он обычно 8-10 месяцев. Можно ли как-то ускорить процедуру? Да. Но стоить это будет в разы дороже. А оно вам надо, если приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки на регистрацию? Это означает, что любая поданная позже вашей заявка с тождественным или сходным до степени смешения обозначением будет отклонена.
Во-вторых, при подаче обозначения на регистрацию в качестве товарного знака работайте со специалистом. С хорошим специалистом. Если в результате проведенного им информационного поиска выяснится, что регистрация может не случиться или «пройти на тоненького», взвесьте все за и против. Возможно, вам правильнее будет изменить заявляемое обозначение. Или даже отказаться от его регистрации и придумать новый товарный знак. Ни на чей не похожий. В противном случае вы должны быть готовы к возможным разбирательствам. В том числе судебным. Если вы готовы тратить нервы и деньги на защиту уже зарегистрированного товарного знака (а удовольствие это, как правило, не из дешевых), то бог вам (и, опять же, хороший специалист) в помощь. Конечно, до оспаривания уже зарегистрированного товарного знака дело может и не дойти. Но риски вы осознавать должны в полной мере. По крайней мере, случаи оспаривания уже зарегистрированных товарных знаков совсем не редкость. Обо всех подводных камнях на пути к обладанию придуманным вами товарным знаком и всех возможных перспективах вам также должен рассказать специалист.
Имеет ли значение известность товарного знака, противопоставляемого вашему? Как правило, нет. Если, конечно, такой знак не признан общеизвестным. Возражение может быть подано и каким-нибудь индивидуальным предпринимателем из Урюпинска, если его товарный знак зарегистрирован раньше вашего, и они являются сходными до степени смешения.