Александр Николаевич Стасюк
Кафедра Художественное проектирование интерьеров
Профессор, член Союза художников России, Творческого Союза художников России, Московского Союза Художников, Союза архитекторов России, Международного Художественного фонда, действительный членом Академии Архитектурного Наследия, Санкт-Петербургской Общественной Организации «Общество Акварелистов».
Награжден Серебряным знаком Союза художников России и Золотыми медалями Творческого Союза художников России, Дипломом Российской Академии Художеств. В 2004 г. ему присвоено звание «Почетный работник высшего образования», в 2005 г. – «Заслуженный художник Российской Федерации».
Каждый из нас с особой теплотой вспоминает своих учителей. Я в этом плане – счастливый человек. Мой наставник, Александр Николаевич Стасюк, в последствии стал моим коллегой. Да, нас разделяют годы опыта. Но есть и то, что нас объединяет. Это любовь к прекрасному и к нашему храму искусств – Строгановке, в котором Александр Николаевич проработал уже почти полвека.
Дарья Харитонова: Вы ведь сами – выпускник Строгановки?
Александр Стасюк: Да, я поступил в институт в 62-м. Сначала поступал в 61-м, но безуспешно. Сдал композицию на «пять», по живописи тоже была высокая отметка, а по рисунку – «два». Год я работал графиком в издательстве и ходил на подготовительное отделение. На этот раз подготовился хорошо. Опять получил «отлично» по композиции, по живописи была «пятерка», и «четыре» по рисунку.
Первое время я учился на кафедре художественного конструирования, на проектировании. Потом, после армии, перешел на интерьеры. Учился у Воли Георгиевны Маленковой, Александра Михайловича Панина, Георгия Ивановича Кулебакина, Виктора Петровича Калмыкова.
Д.Х: Получается, вашим ведущим педагогом была Воля Георгиевна?
А.С.: Да, она. Система раньше была другой. Один педагог вел студента от начала и до конца, в том числе занимался и подготовкой диплома. В целом результаты студента отслеживали два доцента, один профессор и один старший педагог. Поэтому я считаю, что учился у всех понемногу, в том числе у Николая Павловича Гришина, который отличался современным преподаванием дисциплин. Он давал студенту много идей, задавал художественный образ, передавал свой опыт, показывая свои сюжеты проектирования. Причем он был архитектор, поэтому у него было правильное видение.
Д.Х.: То есть во время вашего обучения акцент делался именно на практику?
А.С.: Верно. Во время моего обучения кафедра интерьера считалась образцовой, потому что мы шли от архитектуры, от пространства, и должны были разбираться в деталях. Каждый предмет программы обучения мы изучали по полгода и к окончанию института успели поработать на кафедре мебели, кафедре металла, стекла, керамики, монументального искусства и текстиля.
Мы работали в мастерских, а после практики отчитывались изготовленными изделиями. И дипломную работу следовало сопроводить произведенным продуктом. Такая школа преподавания была во всей стране, потому что мы, как главный вуз, писали типовые программы для всех. Даже из Прибалтики приезжали к нам за опытом.
Д.Х.: Как же удавалось реализовывать это направление?
А.С.: Институт был связан с производством, поэтому текстильная кафедра имела настоящие ткацкие станки. Был цех и по металлу, в котором работали профессиональные мастера. Они же и проводили практику для студентов.
Сами студенты дополнительно занимались гипсомодельным делом, формовкой. Упор шел на практику. К примеру, мне после обучения сразу присвоили третий разряд.
Д.Х: Вы, наверное, и тему диплома выбрали, связанную с интерьерами?
А.С.: Я делал проект ресторана гостиничного комплекса Черноголовки.
Д.Х: Поле защиты и получения диплома сразу пришли к преподаванию?
А.С.: Да, я работал в той же группе, из которой уходил. Но я не только преподавал, параллельно занимался в научно-исследовательском центре НИСИ, делал проекты со студентами и свои собственные. Я курировал все вузы России, связанные с архитектурой, ездил на защиты, аттестации. Благодаря этому исколесил практически всю страну, до самой Якутии и Прибалтики. В общей сложности я проработал семь лет проректором по учебно-методической работе, потом по учебной, затем первым проректором и ректором. Это хорошая школа. Но для меня ничего не смогло заменить творчество. Мне необходимо заниматься любимым делом, необходимо преподавать.
Д.Х.: Я не могу не спросить вас про ваше основное направление живописи – акварель. Почему выбор пал именно на эту технику?
А.С.: Так удачно сложилось. Когда я был мальчишкой, уже задумывался об искусстве. И это все благодаря моему соседу-архитектору. Он окончил МАРХИ и был художником по натуре. Он оформлял книги и многие другие проекты. Вместе с ним я ходили на этюды. То есть именно он заложил основы. Конечно, потом я учился в различных кружках, в том числе в Доме пионеров. Но к тому времени я уже владел основами и предпочитал акварель. Поступая в институт, экзамен тоже сдавал акварелью.
Д.Х.: То есть для вас этот материал, длиною в жизнь?
А.С: Именно так. Акварель всегда была моим спутником. Я брал краски с собой даже в путешествия. До работы вставал в 6 утра, чтобы сделать этюд. Это меня заряжало. Даже сейчас, когда нет сил, я беру краски.
Д.Х.: Значение акварели понятно, а Строгановка что для вас значит?
А.С.: Как бы пафосно это не звучало, но это мой смысл жизни. На моих глазах здесь прошла вся когорта великих. Я помню те времена, когда в коридоре можно было столкнуться с Сергеем Герасимовым, Гелием Коржевым, Владимиром Замковым. Я еще застал Георгия Мотовилова и Гаврилу Александровича Шульца. У нас всегда были замечательные заведующие кафедры по специальностям. Это были совершенно уникальные личности, которые закладывали основы обучения. Именно ими и были написаны программы, которыми пользовались вся наша страна, весь Советский Союз. Помимо программ они занимались архитектурой города. Декан Леонид Михайлович Поляков был лауреатом Сталинской премии за свой проект гостиницы «Ленинград». Кроме этого он сделал очень много в метрополитене, одна знаменитая Калужская линия чего стоит. А взгляните на павильон юннатов на ВДНХ – творение Николая Павловича Гришина.
Д.Х.: Этому же вы и учите своих студентов?
А.С.: Главная задача моя, как учителя, помочь раскрыться студенту. Считаю, что все наши ребята – талантливые, им нужно лишь дать возможность проявиться. Поэтому я должен не просто подготовить студента так, чтобы он сделал хороший дипломный проект, а чтобы он после окончания университета стал грамотным и самостоятельным специалистом.
Мне очень нравится преподавать, я люблю студентов и готов и дальше вместе с ними достигать главной цели – раскрытия творческого потенциала каждого.
Д.Х.: Александр Николаевич, благодарю вас за содержательную беседу! Я была рада услышать ваши мысли и взгляды. В завершении нашего диалога позвольте вам выразить признательность от своего имени и от имени всех ваших коллег и выпускников. Наше уважение к вам безгранично. Мы вас ценим и преклоняемся перед вашим талантом.
Дарья ХАРИТОНОВА
#МойУниверПреподаватели