С наступлением петровской эпохи мясники были вытеснены титулованным дворянством Мясницкой улицы, и этот район превратился в аналог современной Рублевки. Вся Москва собиралась здесь, чтобы посмотреть на скандальные и известные своими кощунствами шествия шутейного собора. Бывший дядька Петра Зотов в сане “папы всепьянейшего собора”, в бумажной короне на голове, ехал на свинье впереди разгульной процессии пьяных гуляк, одетых в церковные одежды.
Размахивая кадилью и хоругвями, царские ряженые весело распевали скандальные песни под музыку дудочников и скоморохов. Знатные дворцы наперегонки селились на улице. Вскоре здесь осели ближайшие сподвижники царя – масоны Борис Шереметев, Феофан Прокопович, родственник Петра I В. Лопухин и Яков Брюс. Многие исследователи уверены, что в 30-е годы XVIII века дом чернокнижника находился на месте современного дома № 13 по Мясницкой улице.
Потом владение перешло к братьям-масонам Нилусам, которые открыли «семейный клуб» с карточной игрой. Нилусы оказались мошенниками и скоро были разоблачены и высланы.
В 1907 году владение перешло к И. Е. Кузнецову, который в 1910 году построил огромный серый дом со скульптурой льва у входа, символизирующего власть и силу. Над северным фасадом была установлена статуя бога торговли Меркурия с кадуцеем, который также использовали масоны. Кадуцей, или жезл Меркурия, – прут, обвитый двумя змеями и увенчанный двумя крылышками, как символ морального равновесия и доброго поведения. Кадуцей может быть истолкован как четыре стихии – прут как земля, крылья как воздух, змеи как огонь и вода.
Читайте также: Волшебные часы в Москве
Соседние владения (дома 17 и 19) принадлежали известному масону генерал-лейтенанту Л. Д. Измайлову в XVIII веке. Он устраивал псовые охоты, кулачные бои, попойки и гулянья с песнями, плясками и диким разгулом, а также любил играть в карты.
В его доме встречались вольные каменщики. Один из залов обит черной тканью, стены расписаны неизвестными знаками и египетскими иероглифами, а углы украшены скелетами. Сруб старого колодца во дворе был окрашен в черный цвет, а внутри колодца были ступени, ведущие вниз. Говорили, что отсюда начинался тайный подземный ход к легендарной Меншиковой башне, где собирались масоны.
При вступлении в ложу, посвящаемого вели через подземелья, заставляли клясться на Библии и мече, окружали остриями мечей, ставили на кабалистический треугольник, клали в гроб, заставляли пробегать через огонь и т. д. Ученику сообщался пароль или тайное слово, по которому он узнавал брата-масона.
Слухи гласят, что в середине XIX века дом Измайловых приобрели супруги Кусовниковы. Открыв в доме комнату с масонскими символами и скелетом, они были настолько потрясены, что приказали замуровать все комнаты в доме и стали жить в темной комнате как отшельники.
Соседний бывший дом Измайлова или дом 17, находится рядом с другим знаменитым зданием – китайским стилизованным домом с драконами и змеями, известным как чайный дом на Мясницкой. Этот экзотический китайский дом появился почти случайно. В 1896 году в Москву на коронационные торжества должен был приехать китайский сановник Ли Хун Чжан, чрезвычайный посол Китайской империи, с которым все чаеторговцы хотели заключить выгодные контракты о поставке чая в Россию. Хозяева двух конкурирующих чаеторговых фирм, имевших одинаковую фамилию Перловы, одновременно решили предложить ему свое гостеприимство.
С. Перлову пришла в голову оригинальная идея. Он пригласил модного архитектора К. К. Гиппиуса и преобразил свой дом в китайскую пагоду. Этот ход оказался успешным, и дом Перлова стал знаменитым чайным магазином в Москве, привлекая много посетителей и обеспечивая фирме хорошую прибыль.
По древней легенде из Китая, мудрец, стремившийся к совершенству, тысячу лет назад умерщвил свою плоть. Он отрезал веки своих глаз, так как они слипались и мешали ему бодрствовать. За это верховное божество наградило его бессмертием, а отрезанные веки превратились в чудодейственную траву, способную исцелять телесные и душевные болезни. Эту траву по-китайски называли ча-э.
Вместе с завоеваниями Чингисхана чай распространился за пределы Китая в Азию, а затем попал в Европу. Например, голландцы, не зная, что с ним делать, поместили его в музей редкостей. Англичане использовали его для приготовления соусов. В Россию чай попал в XVII веке и сразу завоевал популярность. Вначале его использовали только при дворе, как “пользительную траву” – как лекарство.
Напротив бывшей усадьбы Меншикова, генерал-поручик И. И. Юшков построил на улице Мясницкой, 21 дом-дворец с изящной угловой полуротондой, заказав его проект у знаменитого архитектора Василия Баженова. Существует предположение, что генерал выбрал именно Баженова, потому что оба они были членами одной масонской ложи, и Юшков хотел помочь своему брату по ложе после неудачи с Царицыной. Баженов оказался в немилости у Екатерины II, когда императрица узнала о его тайной встрече с цесаревичем Павлом. Подозревая политические интриги, царица отстранила Баженова от государственной службы.
Современники подтверждают, что Баженов часто посещал дом Юшкова, где великосветский салон встречал знаменитых людей своего времени. Немногие из посвященных знали, что в доме Юшкова, помимо блестящих вечеров, проводились собрания масонской ложи, которые посещали известные масоны: Дмитриев-Мамонов, издатель Новиков, поэт Херасков, писатель Карамзин.
Дом Юшкова был построен с использованием масонской символики и представлял собой изображение рога изобилия. В нем было много света, комнат, лестниц, колонн. Большой круглый зал, расположенный внутри ротонды и покрытый куполом, был освещен светом благодаря особой конструкции окон. Некоторые исследователи предполагают, что это было специально предназначенное место для масонских собраний и ритуалов. Масонский храм в плане всегда круглый, что символично ассоциируется с излюбленным масонским символом – ульем с пчелами, часто встречающимся на фартуках, грамотах и печатях.
И. И. Юшков был главным судьей судного приказа, председателем Верховного суда по-современному времени. Он жил роскошно и в своем доме принимал множество гостей, что послужило началом огромных долгов, которые позднее стали преследовать его наследников. Сын генерала Юшкова был известен в Москве необычайным хлебосольством. Однажды он устроил трехнедельный бал у себя на даче возле Новодевичьего монастыря, из-за чего работа на близлежащих фабриках останавливалась, так как рабочие ночами толпились у его дома, а монахини вместо заутрени взбирались на стены монастыря, чтобы видеть фейерверки и слушать музыку и цыганское пение.
Впоследствии он обеднел. Чтобы сохранить дом, с 1838 года он сдал помещение Московскому художественному обществу для устройства бесплатных рисовальных классов для талантливых людей из народа. Директорами и учителями этого нового заведения были известные масоны: А. Чертков, М. Орлов (бывший декабрист).
Здесь было воспитано множество художников, чьи картины по сей день украшают залы Третьяковской галереи: К. Коровин, И. Левитан, А. Рябушкин, А. Архипов, Н. Касаткин, М. Нестеров и другие. После революции училище было преобразовано во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).
На противоположной стороне улицы “вольных каменщиков” (дом 24) располагался бывший особняк родственника Петра I, масона В. Лопухина. После его смерти владельцем дома стал барон С. Строганов, а с 1760 года – граф И. Шувалов, также масоны. В 40-е годы XVIII века в этом здании была размещена основанная Строгановым рисовальная школа. После сноса здания, в июне 1905 года, на этом месте было решено построить нарядный доходный дом по проекту архитектора Ф. Шехтеля.
В Москве в начале XIX века главой масонов иллюминатов был француз Перрен, развративший не одно доброе семейство и погубивший многих молодых людей из самых лучших фамилий. Иллюминаты-алхимики умели привлекать к себе людей обольщением разврата и возбуждением страстей. Он жил на Мясницкой. Что происходило за Москвою-рекою, в Кожевниках, в доме Мартынова, куда собирались к нему адепты обоего пола, покрыто тайной. Обличил его один богатый муж-ревнивец, следивший за своей женой. Перрен был обвинен в покровительстве разврата и шулерстве и был с позором выслан со своей разгульной свитой за границу.
Ещё один масон, майор Барышников, проживал в доме на Мясницкой улице, 42. Здание было спроектировано архитектором-масоном М. Ф. Казаковым в конце XVIII века. Здесь останавливался А. С. Грибоедов у своего друга Бегичева и писал “Горе от ума”. В этот дом он заезжал попрощаться по пути в Персию, где должен был выполнить дипломатическую миссию, которая для него завершилась трагически. В честь выдающегося поэта и дипломата назвали близлежащую улицу и установили памятник у Чистых прудов.
Интересно, что на месте, где сейчас находится памятник А. С. Грибоедову, в июне 1919 года стоял памятник анархисту и масону Бакунину. Скульптура Бакунина была выполнена в абстрактно-футуристическом стиле, пытаясь выразить мятежный дух революционера-анархиста. Когда часть лесов сняли с памятника, по свидетельству Луначарского, лошади московских извозчиков стали шарахаться от кубической “взбесившейся” скульптуры Бакунина. Рабочие написали об этом гневную статью в “Правду” под названием “Уберите чучело”, а анархисты устроили акцию протеста против “издевательства над памятью их учителя”. Моссовет поспешил убрать памятник.
Однако больше всего москвичей потрясла “голова Дантона”, установленная на площади Революции в феврале 1919 года. Внушительные размеры, квадратная форма головы Дантона, складывавшаяся из плоскостей, больше напоминала монстра и пугала прохожих, пока Моссовет не снял и это чудовище.