Здравствуйте, уважаемые читатели!
Этот материал «просился» давно. Но был вынужден откладывать его «на полку» по причине Ближневосточных событий.
Сейчас с конфликтом в вышеупомянутом регионе всё более или менее проясняется и пришло время «стряхнуть пыль» со старых идей и задумок.
Речь сегодня пойдёт об активно обсуждаемой в России реформе миграционного законодательства.
С виду – тема скучная и не перспективная. НО ЭТО ТОЛЬКО НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД!
Владимир Путин, как мне кажется, уже должен был приучить как наше общество, так и Коллективный Запад к тому, что он всё делает вовремя и не просто так.
На протяжении последних десятилетий проблема с миграцией в России была одной из наиболее острых. Интерес к ней то подогревался в обществе, то затухал как-бы сам собой.
И тем ни менее десятки, сотни тысяч незаконных мигрантов все эти годы продолжали присутствовать на просторах страны. Если кто-то мне скажет, что раньше мигранты не творили дичь в отношении коренного населения тех или иных регионов России – ни в жизнь не поверю!
Были многочисленные факты избиений, изнасилований, убийств, пропаганды радикальных религиозных течений… Всё это было и есть сейчас. Я бы даже сказал, что в настоящий момент мигранты несколько поутихли.
И ВДРУГ, именно в 2023 году, именно в переломный момент СВО, именно в условиях уже практически неотвратимого глобального кризиса, Путин крайне озаботился проблемой мигрантов! Более того, озадачил этой проблемой своего самого эффективного управленца - Михаила Мишустина!
Как будто других проблем в стране нет, как будто Председателю Правительства РФ больше заняться нечем?!
Что это?! Неспособность определить направление сосредоточения основных усилий, распыление сил и средств на решение второстепенных задач?!
Не думаю. Наступил исторически важный момент, момент, который многое определит в развитии России на современном этапе, обеспечит рывок в индустриальном, научном, технологическом развитии страны.
Для начала вернёмся немного назад и попытаемся взглянуть на нынешнюю ситуацию под углом решения «долгоиграющей» проблемы государства на протяжении последних тридцати лет.
После распада СССР в современной России до настоящего времени остро стоял вопрос о заполнении трудовой ниши в малодоходных и непопулярных рабочих сферах.
Страна остро нуждалась в людях, готовых за небольшую зарплату решать массу проблем в сфере ЖКХ, строительстве, добыче ресурсов, сельском хозяйстве.
Трудоспособное население России составляло всего лишь 90 миллионов человек в 2007 году, а на 2020 год его количество сократилось до 77 миллионов.
При такой отрицательной динамике целые отрасли народного хозяйства не то что стагнировали, но даже уходили «в минус».
Пока мы придерживались курса на мировую глобализацию эти проблемы выглядели решаемыми: продовольствие пришлют, промышленные товары закупим, ресурсы продадим за границу, а они уже сами переработают наше сырьё.
В то же время россияне крайне неохотно занимали рабочие ниши дворников, грузчиков, строителей, сезонных рабочих, доставщиков и так далее. При огромном выборе трудовых вакансий всегда можно было найти менее тяжёлую и более высокооплачиваемую работу.
Но без заполнения ниши сферы обслуживания, профессий, связанных с тяжёлым физическим трудом, страна была не способна обеспечить реализацию социальных прав населения, создать комфортную среду жизни и деятельности. Но даже и на достаточно хорошо оплачиваемые должности находить людей становилось всё более проблематично.
Отсюда и такая вынужденная мера, как повышение пенсионного возраста.
Именно проблему с недостатком неквалифицированной рабочей силы и решили с помощью трудовых мигрантов с территории постсоветского пространства.
При этом миграционная служба зачастую просто «закрывала глаза» на большой поток нелегалов. Причинами были и несовершенное законодательство, и отсутствие финансового и административного ресурса у службы, и высокая потребность государства в любых производительных силах.
События 2014 года (присоединение Крыма) вызвали массированные санкции против России, блокирование для нашей страны доступа к высоким технологиям, к целым отраслям производства. Это впервые остро поставило вопрос о необходимости притока в РФ квалифицированных кадров.
За счёт работяг из бывших союзных республик решить данную проблему уже не представлялось возможным. Тем ни менее, за счёт внедрения автоматизации труда, параллельного импорта, программ переподготовки кадров проблему удавалось решать на протяжении восьми лет.
А потом грянула СВО!
Несмотря на то, что промышленность страны не перешла на военные рельсы, интенсивность труда в целях отраслях производства выросла кратно. Повсеместно начали открываться новые предприятия, расширяться старые. Для купирования новых угроз и вызовов потребовалось много свежих голов в науке, в рационализаторстве.
И проблема с получением высококвалифицированной рабочей силы из разряда «вялотекущей» перешла в категорию «острой»!
КАК ЕЁ РЕШАТЬ? Ведь если не принимать никаких мер, то текущий конфликт мы ещё «вывезем», а вот перспективы выглядят не лучшим образом.
Тот же самый Китай, Индия, страны Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки обеспечивают рост своей экономики, производства за счёт большого количества, пусть и не всегда высококвалифицированного, трудоспособного населения. Страны Европы, США, Япония обеспечивают рост за счёт высокой автоматизации производства.
Там, где для получения одной единицы изделия Индия затратит труд двадцати низкооплачиваемых рабочих, Германия использует одного высокооплачиваемого специалиста. Но конечный итог будет одинаковым: одно изделие. А у нас нет ни двадцати рабочих, ни современного оборудования для того, чтобы использовать труд одного.
Ситуация складывается патовая: для запуска современного станкостроения нужны квалифицированные кадры и технологии. Первых у нас – мало, ко вторым – закрыли доступ, а значит надо разрабатывать самим. А на это опять же нужны квалифицированные специалисты.
И ВОТ ТУТ В СУГУБО ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРУ ЖИЗНИ РОССИИ ВМЕШИВАЕТСЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В МИРЕ!
Продолжение следует...