На премьере нового фильма кинорежиссера Дмитрия Светозарова «Пять процентов», которая состоялась в кинотеатре «Аврора», одна из продюсеров картины радостно рассказывала со сцены новеллу о том, как в Москве после премьерного просмотра люди выходили из зала, улыбаясь. Улыбалась и продюсер и все участники съемочной группы, которые оказались в лучшем и старейшем кинотеатре Санкт-Петербурга.
Затем началось то кино, которое, судя по всему, и предвкушала увидеть публика. Ведь авантюрную комедию (так обозначили жанр ленты в афише) поставил никто иной как наследник славной петербургсккой кинодинастии Дмитрий Светозаров (он же сам сочинил и сценарий). А в главных ролях в «Пяти процентах» снялись выходцы из петербургских театров Юрий Стоянов и Виктор Сухоруков.
С учетом придуманной интриги о том, как классик соцреализма Ферапонтов выдает чужие полотна за свои собственные, можно было бы ожидать просто-напросто залпа экранных реприз, каскада трюков и гэгов, не говоря уже о всяких комических ситуациях. При этом очевидно, что обе «звезды» нынешнего премьерного кино явно соскучились по полновесным комедийным ролям, в которых можно было бы развернуться во всю ширь их творческих плеч комической составляющей их лицедейского таланта. На это настраивало все, вплоть до афиши.
Однако что-то пошло не так. И положительные эмоции никак не могли овладеть зрителями, уютно расположившимся в зале «Авроры». Редкие смешки прокатывались из одного его края в другой. А на экране вовсю старался Юрий Стоянов, отчаяно жестикилурия и комикуя, будто ему снова захотелось вернуться в такую привычную стихию экраннх анекдтов «Городка».
Наверное, об этом подсознательно думал и Дмитрий Светрзаров, ничем особо не ограничивая актера и его коллег. А чтобы зрители окончательно поверили в возможность всей просходившей на экране авантюры, режиссер перенес съемку нескольких сцен прямиком в Тель-Авив (что, честно говоря, заставило поежится слегка в нынешней ситуации). Понятно, что выбор подобной локации был вызван насущной потребностью мастера телесериалов, уже снимавших некоторые их эпизоды на земле обетованной, в реалистическом изображении вздорных и в чем-то абсурдных характеров двух главных горе-художников, принадлежащих к течению социалистического реализма.
Напарник Ферапонтова по всем этим аферам Крохин-Нахимсон (он же – Виктор Сухоруков) возникает в фильме столь же неожиданно, сколь и странно, если иметь ввиду сюжет. Как могут оба известных и узнаваемых артиста тщатся сыграть в комедию, но вместо этого получается какой-то каскад эстрадных номеров, которые реализуются в кадре порою безо всякой логики демонстрируемых нам характеров. Сам же режиссер временами просто забывает, что ставит комедию, и отводит душу, экранизируя ночные кошмары бедняги Ферапонтова. Тем сам он напоминает о своем ударном постановочном прошлом, когда Дмитрий Светозаров буквально глазах у изумленной телепублики превращался в классика отечественного сериаловарения. И в этом ему нет до сих пор равных.
Зато в комедии совсем иные ритмы нужны и совсем иные постановочные приемы потребны. А перепевать экранную стилистику в духе какого-нибудь «Горько!», на мой взгляд, кажется недостойно такого мастера режиссуры как Дмитрий Светозаров. Вместо легкости мы получили затянувшееся зрелище тщетных попыток снять что-то вроде модернизированной версии «Двенадцати стульев», в которой вместо предметов мебели выступают предметы изобразительного искусства. И тот рой мошенников и заинтересованеых лиц, который кружися вокруг аферы Ферапонтова и Крохина, позволяет в ряде эпизодов приглашенным актерам блеснуть мастерством на небольших пространствах эпизодических ролей. Отметим даму-эмансипе Галину Марксовну (Ирина Цветкова) и искусствоведа Мясоедова (Дмитрий Лысенков). У них хватило ума и таланта не слишком заботится о том, чтобы вписаться в стиль «Пяти процентов». И потому они успешно прошли в очередной раз столь нелегкое испытание жанром, где легкость есть синоним таланта. Даже сумели преподнести нам несколько ударных реплик. А вот у обоих главных экранных бенефицантов якобы авантюрной комедии на лицах были иные выражения. Будто бы они изо всех сил стараются нас с вами рассмешить, а мы не смеемся. И от того, порою казалось, что и Юрий Стоянов, и Виктор Сухоруков вот-вот подмигнут нам с экрана и помчатся дальше отыгрывать якобы комедийный сюжет. А всему виной было такое смущенное выражение лиц у артистов, что временами было не до смеха.
Наверное, здесь есть и еще одна причина, которая явно проглядывается в драматургии предложенного зрелища, явно тяготеющего к фантасмагорической назидательности, что всегда была в чести у режиссера Д.И. Светозарова (вспомним, его «Арифметику убийства»). Но что выглядит слишком тяжеловесным в истории об аватюрных эскападах двух стареющих мастеров кисти и резца. А по сему и фильм закначивается как бы на полуслове. Тогда как русская отечественная традиция комедиографии, в том числе требует жирной эмоциональной точки (см., например, финал обновленного «Чебурашки»).
Грохота смеха в зале кинотеатра «Аврора» на фоне заключительных титров не было. А вот какие-то смущенные улыбки на лицах зрителей все ж мельком удалось увидеть. Однако порадоваться все же стоит, потому что два популярных в народе и в медиа артиста благодаря комедии «Пять процентов» сумели корректно напомнить о себе и о своих дарованиях, в том числе и комедийных. Осталось лишь дождаться им обоим соответствующей их таланту истории. При желании их всегда можно найти. Мировая цивилизация всегда была щедра на смех. И его будет явно больше, чем пять поцентов.
Сергей Ильченко