Чем вас можно удивить в ресторане? Интерьером, сервисом, иногда и ценником. Ну а если сосредоточиться на еде? Пряный трюфель, свежайший гребешок вместе с охлажденными лангустинамми и прочими деликатесами давно прописались в столичных тарелках, притупляя способности местных посетителей ресторанов удивляться. Как же вернуть в гастрономию вау-эффект? Ответ прост — поменять форму, а не содержание, использовать фуд-дизайн. Что же это такое?
Обычно под фуд-дизайном понимают симбиоз эстетических компонентов, который делает еду привлекательнее, интереснее, более желанной. Однако, основа фуд-дизайна это функциональность, а вовсе не красота. И есть даже соответствующие специалисты – фуд-стилисты.
Задача дизайнера создать такое блюдо, чтобы посетителю захотелось его попробовать, пробудить интерес к взаимодействию. А как будет хрустеть эта корочка, а потечет ли из нее крем? Природное любопытство и любовь к эстетике помогают в создании работающего фуд-дизайна.
Иногда говорят, что все самые удачные и эргономичные формы уже созданы природой — наверное поэтому кондитеры и шефы так любят маскировать блюда под какие-то продукты или предметы интерьера. Бисквитно-кремовая «морковка» с мармеладной «зеленью» — даже звучит интересно, согласитесь!
Совершенство формы: как появился фуд-дизайн
Несмотря на вековую историю гастрономии, о фуд-дизайне люди начали задумываться не очень давно. Повара сохраняли акцент на качестве продукта, специях или сочетаниях. Однако, под конец XX века человечество перестало удовлетворяться чем-то привычным и потребовалось обновление.
Пионером фуд-дизайна считают испанца Марти Гише, который в 1997 году придумал разместить на печенье схему, во сколько приемов его откусывать. Другим новшеством уроженца Иберии стали торты из цветных сегментов разного размера, которые указывали на количество ингредиентов в составе.
С тех пор индустрия шагнула далеко и широко. Например, парижские графические дизайнеры Томас Вейл и Квентин Вайсбух перепридумали бургер в форме мороженого. А канадский исследователь Диана Леклер Биссон в погоне за экологичностью создала посуду из съедобных, биоразлагаемых элементов.
Целая страница в фуд-дизайне была перевернута с изобретением растительного «немяса» и попаданием его в тренды. Например Мари Вогельзанг придумала собственных вымышленных животных, которым могло бы принадлежать это «мясо», чтобы заинтересовать аудиторию. Способов получить внимание становится все больше, важно уметь ими пользоваться.
Как создают искусство в тарелке?
Ещё одной масштабной частью фуд-дизайна является предметная съемка еды. Именно благодаря ей еда приобретает свои манящие свойства, становится желаннее и аппетитнее. Какие правила надо соблюдать при такой фуд-съемке?
- Композиция и цвет
Под каждое блюдо, если речь идет о меню ресторанов, выстраивается своя экспозиция. Важно, чтобы фото было «живым», то есть чтобы увидев его, человек буквально ощутил вкус и аромат блюда. Очень ценится эффект, когда композиция выглядит спонтанно и у потребителя не возникает ощущения, что тут проделана работа большой командой профессионалов.
Как правило, снимать еду приходится непосредственно в ресторане сразу после её приготовления, поэтому в кадре можно использовать предметы интерьера и красивые ракурсы. Это же обстоятельство накладывает сильные ограничения по времени — еда долго не «живёт», сыр остывает, хлеб заветривается, пенка опадает. Поэтому снимать надо быстро.
Использование цветов сильно зависит от стиля вашей съемки и настроения заказчика. В съемке для ресторана быстрого питания все должно быть максимально ярко и сочно, а в маленькой кофейне или баре уместны будут более сдержанные фото.
- Форма, текстура и ракурс
У зрителя должно сформироваться ощущение полной естественности, словно он прямо сейчас может сесть к столу и насладиться вкусом пищи. Добиться этого можно используя сильные стороны блюд — текущий сыр, поджаренная булочка, легкая испарина на ледяном коктейле.
Еда должна быть привлекательной, но не идеальной — если рядом с тарелкой будут лежать несколько крошек, естественности будет больше, тут главное не уйти в откровенную небрежность.
Проще всего снимать сверху или под небольшим углом, так в кадр попадает текстурный фон или экспозиция. Пустых мест в кадре лучше избегать – заполнить их чем-то подручным или взять ракурс поближе. Макросъемка с размытым фоном тоже активно применяется, однако она не должна быть главным стилем, а лишь подчеркивать наиболее сильные стороны блюда. Если еда сама по себе не слишком привлекательная, то есть возможность добавить кадру красок интересной посудой необычной формы.
- Свет и тень
Правильная постановка света — это половина успеха в любой съемке, не только для ресторана. Лучше всего использовать естественный свет так можно достигнуть эффекта максимальной натуральности, однако прямых лучей лучше избегать во избежание бликов — занавеска вполне подойдет в качестве рассеивателя. Если съемка проходит в темное время дня, то рекомендуется не допускать резких теней и выстроить гармоничную композицию с использованием отражателя.
- Пропорции и масштаб
Иногда, для внесения разнообразия в кадр можно применить несколько небольших хитростей. Например, снять несколько небольших блюд в одном кадре — такая схема отлично работает с популярными сейчас закусками мезе. Несколько небольших пиал по кругу прилагающийся к ним свежий хлеб на фоне. Даже звучит аппетитно, не так ли?
А как же самый популярный в тик-токе жанр видео с едой — foodporn? Под этим обычно понимают яркие, эпатажные взаимодействия с едой, вызывающие аппетит. Разрезать торт, расколоть шоколад, полить бургер сыром, а потом разломить? Легко! Многие рестораны теперь специально вводят в меню блюда, с которыми удобно и красиво получается снимать контент. А это как раз пример прикладного фуд-дизайна.
Технологии в фуд-дизайне
Как уже упоминалось выше, на процесс создания дизайна еды очень сильно влияют технологии, которые создают новые возможности и даже целые рынки. Например, та же возможность 3D-печати сразу открыла практически неограниченные возможности для креатива. Теперь стало возможно создавать блюда любой формы из любых ингредиентов — как минимум удивление потребителя точно обеспечено.
Фуд-дизайн окружает нас со всех сторон иногда совершенно очевидным, но при этом не осознаваемым образом. Например, вы знали, что упаковку картошки фри из фаст-фуда можно продеть через трубочку напитка и нести одной рукой? Тут явно поработал фуд-дизайнер (и недоработал пиарщик, не рассказав об этом широким массам). Таким образом, труд этих специалистов не просто делает нашу жизнь удобнее, он также, влияет на то, как люди будут относиться к приему пищи.
Наш Телеграм:
https://t.me/restpr_ru