Найти тему
Музыкальное наследие

От манны к офису: как правители бывшего СССР раскрывают тайны экономической реформы.

Все мы жители бывшего СССР с нетерпением ожидаем манны небесной, которую нам обещают наши правители. Мы с нетерпением ждём, когда же, наконец, догоним ну не Америку, ну хотя бы Сомали. Ан нет, чавой-то не получается.

Существуем за счёт нефти и газа, от продажи, которых, населению перепадают жалкие крохи..

Может, я чего-то недопонимаю, но для лучшей жизни необходимы новые передовые производства, новые технологии, новые предприятия. Что же мы видим? Интенсивно строятся шикарные банки, офисы, торговые центры, дорогое жильё. Новые производства иногда появляются, но как-то вяло и редко.

На старых предприятиях новые и старые руководители наводят марафет, эстетику, украшают и обставляют кабинеты, строго следят за длиной юбок и цветом колготок сотрудниц, за чистотой и свежестью воротничков белых рубашек сотрудников, отлавливают на территориях заводов всех, вплоть до начальников цехов, покинувших без разрешения владельцев предприятий свои рабочие места. Появились новые термины офис, менеджер, дилер и прочие и прочие. Говорить русское слово контора, начальник стало неприлично, только офис, босс, шеф.

Все директора в одночасье стали Генеральными, даже если это предприятие умещается в помещении бывшей бани или даже предбанника. Раньше Генеральными называли директоров в подчинении, у которых было несколько смежных предприятии, зачастую в разных городах, ну или количество работающих на предприятии не менее нескольких десятков тысяч.

Руководство определяет себе немыслимые оклады, договариваясь с коллегами других ближайших заводов о размерах зарплаты трудящимся, что бы те не перебегали туда, где больше платят.

Сегодня внешне всё выглядит даже очень благополучно. Вычищенные и выкрашенные территории, покрашенные столбы, заборы, растущая травка, цветочки. А что же на деле? Оборудование, оставшееся с советских, нередко довоенных времён. Отношение рабочих к выполняемой работе соответствующее. Организация работ не меняется. А это основная причина низкого качества продукции и производительности труда.

Где-то в 1967-м году на предприятиях страны на магнитофонной ленте распространили доклад экономиста Терещенко, который многие годы работал советником директоров на предприятиях Америки. Как же точно бил в цель докладчик, рассказывая организацию работ, с которой надо бороться всеми силами. Это было изложение того, что было у нас. И тогда у рабочего класса появилась надежда, что наконец-то наши правители поняли, что дальше так жить нельзя, нужно перестраивать структуру управления предприятиями, нужно предоставлять людям больше самостоятельности, разрешать проявление инициативы, исключить мелочную опеку по любому маломальскому вопросу.

За три часа, примерно столько длился доклад, было высказано автором много критических замечаний по поводу порочной системы работы предприятий в нашей стране.

Советники при директорате крупных предприятий в США.

Суть их работы заключалась в следующем. Советник заключал договор на год с предприятием. Ни каких специальных заданий и работ он не выполнял. Работа его заключалась в изучении предприятия, определения его узких мест с последующей дачи предложений, что необходимо изменить на том или ином участке. Где-то заменить станок, где-то добавить или наоборот убавить численность работающих, где-то изменить подчинённость. В конце договорного периода оценивалась прибыль предприятия, полученная в результате деятельности данного советника. Если предприятию оказывалось выгодно подобное сотрудничество, договор пролонгировался, если нет – расторгался.

Этот доклад был запущен для логического объяснения появления на предприятиях отделов НОТ (Научная организация труда). Вся бурная деятельность этих отделов в итоге свелась к красивым отчётам и к элементарной буффонаде, вроде перестановки столов в кабинетах, так как в докладе Терещенко говорилось, что свет от окон должен падать на стол с левой стороны, работник, который чаще общается с начальником, должен располагаться ближе к последнему.

В народе сразу родился анекдот. Тётя Паша – уборщица, глядя на энергичную перестановку столов в одном из кабинетов, грустно вздохнула и вспомнила, что её мама до революции тоже держала бардак, но когда начинала падать прибыльность её предприятия, то она не переставляла с место на место кровати, а просто меняла девушек.

Отчёты о внедрении передовых технологий требовали на всех уровнях. Все сидели и высасывали из пальца, а что же они внедрили такое умное, и какую получили при этом экономию. Параллельно на предприятиях остались функционировать ОТиЗы (Отделы труда и зарплаты). Постепенно это, фактически, пустое движение, превратившееся в профанацию, заглохло самой собой. Одному богу известно, сколько средств было затрачено на организацию отделов, зарплату работникам. Одним словом всё, как всегда.

Нынче у нас, как и прежде, на предприятиях правит бал ОТиЗ. Без его ведома ни один начальник не имеет права сократить или увеличить штат своих подчинённых. Более того, видя, что на каком-то участке появились лишние не нужные работники, он ни за что не рискнёт предложить руководству или ОТиЗу их убрать. Так как в случае появившейся необходимости, он их вернуть уже не сможет. Он предпочтёт платить им не свои деньги, только что бы не уменьшить свой штат.

В случае проверки ОТиЗом загруженности работников любого цеха, отдела, составлении фотографии рабочего дня, все трудящиеся, находящиеся в зоне обзора этого «фотографа» проявляют такую бурную деятельность, и выполнят работу, запущенную ими за прошедший год. И сделают задел ещё на месяцы вперёд.

А пока работаем по старинке, на старом советском оборудовании. Не зная, как изменить отношение работающих к порученному делу, в отчаянии пытаемся внедрять опять социалистические (простите капиталистические) соревнования. А отношение работников к своей работе даже прохладным назвать трудно. Ни кто ни в чём не заинтересован.

Но в свете последних изменений в мире, да и благодаря западным санкциям в России всё понемногу начало меняться.

А как Вы считаете?