"Хочется поделиться впечатлениями с позиции экономиста-практика. Речь пойдет о государственной федеральной программе «Содействия занятости», которая принята в рамках приоритетного национального проекта «Демография».После пандемии КОВИД 19 население старшего поколения лишились возможности продолжать свою трудовую деятельность. Изменились условия и для всех категорий населения. Пенсионеры и молодые мамы вынуждены работать, чтобы поддерживать необходимый уровень жизни.
Я прошла обучение на платных и бесплатных курсах по специальности копирайтинг, реклама РСЯ, создание сайтов на разных платформах модульным и свободным ZERO методикам. Направления и специальности курсов выбирала «Графический дизайн с нуля: от создания эскизов до реализации первых проектов», по смежным организации труда специальностям (цветовые гаммы, которые повышают производительность труда, организацию рабочего места, организацию рабочего времени исполнителей, управления работниками и т. д.). Обучение в рамках федеральной программы проводилось в Националом исследовательском Томском государственном университете, в институте дополнительного образования и развития. Обучение - это получение документа престижного учебного заведения.
Уже с первых моментов подготовки ряд вопросов вызывает недоумение и возмущение. Подбором, набором слушателей, оформлением документов и заявок на обучение занимаются территориальные фонды занятости. А вот дальше возникают вопросы.
Подписание договора и другие документы оформлял ТГУ в режиме онлайн и бумажном варианте. Я не могла в течение недели оформить и отправить документы. Специалисты Центра университета не могли точно указать на какие адреса нужно их отправлять, при этом признавая равнозначность терминов «скачать документы» и «загрузить документы».
Программа и курс не подготовили организационно, технически и методически. Исправлять положение нужно, нужно оперативно решать все вопросы, в том числе и за пределами рабочего времени. Однако кураторы объявляли, что их рабочий день окончен, прощались, говорили, что они и так переработали, и не отвечали на вопросы слушателей.
Слушатели программы, уже опытные специалисты в своем деле, попросили дать информацию, необходимую для изучения курса (книги, сайты, электронное обеспечение). Информацию, загруженную в 2022 году, дали на Яндекс Диске, количество возможных скачиваний уже не было. Слушателям было предложено найти эту информацию в интернете и скачать.
В течение 4-х дней 77 слушателей искали в интернете и скачивали, где это было возможно информацию, необходимую для обучения. Слушателям не были озвучены требования к техническим характеристикам компьютерной техники, потому не все программы возможно было установить.
Уже после двух недель обучения многие программы, необходимые для работы невозможно было скачать многим слушателям курса. Таким образом это было обучение поиска информации в интернете, а не изучения дизайнерских программ.
Кураторами программы и преподавателем были молодые девушки едва достигшие 20 лет с соответствующими знаниями. Эти девочки кураторы и преподаватель получили гарантированное рабочее место от государства с высокой оплатой. Они никогда не поймут значимость рабочего места, для них это просто взрослая игра. Где же опытные специалисты-практики, обозначенные в федеральной программе?
Преподавателем была выпускница тюменского университета по специальности «Дизайн». Она 5 лет работала со школьниками от 6 класса и старше, имеет 1(первую) педагогическую категорию по шкале квалификации школьного учителя. Цель школьных методик обучения дать ученикам базовые знания, терминологии, расширить кругозор.
Цель обучения по программе содействия занятости дать практические знания слушателям, уже имеющим среднее специальное и высшее образование, чтобы они сразу после окончания обучения могли заработать с помощью новых знаний выполнить работы и и пополнить доход семьи.
Я не психолог, а потому не берусь толковать действия и поведение преподавателя во время занятий, но могу сказать о восприятии слушателями подачи учебного материала, цель которого со слов преподаватели расширить кругозор слушателей. Это самолюбование, это разговор по теме обо всем, раскачивание на стуле, постоянное поправление прически.
Первые 8 академических часов лекции преподаватель посвятила знакомству со слушателями. Напомню, что всего программа рассчитана на 144 часа. Из собственного опыта знаю, что уже до наступления занятий преподаватель должен иметь и знать информацию о слушателях: регион, возраст, образование (близко к будущему профильному, гуманитарное-техническое, владение компьютером) для того, чтобы правильно и рационально построить занятия
Далее 4 часа преподаватель посвятила изучению специальных терминов. Термины, схемы, словари, справочники у каждого специалиста постоянно находятся на рабочем столе исполнителя, запоминаются постепенно, и время терять на их заучивание не имеет смысла. Подача материала была либо аналогична школьному, либо кусками из вузовских лекций.
Просмотр занятий в записи не давал необходимой информации, т. к. на экране было видно только реакцию преподавателя в форме кивания головой, но вопросов, заданных слушателями видно не было. Видимо это и сделано для расширения кругозора.
Самым полезными были ответы на вопросы слушателей, которые они самостоятельно изучали. Кураторы призывали самих слушателей обмениваться между собой приемами, сайтами, информацией по курсу не привлекая к этому преподавателя.
Выяснилось, что в программе курса запланировано изучение 6 дизайнерских программ на примерно 50 часов практической работы. Но только две из них слушатели будут применять для выполнения контрольной работы по окончанию образовательного курса.
Любые недовольства и замечания слушателей ограничивали в чате, блокировали, удаляли информацию. Кураторы все время призывали терпению и снисхождению к преподавателю. Кураторы на все вопросы напоминали нам, что мы проходим обучение бесплатно.
Значит ли это, что можно давать любой материал за государственные деньги? А так ли уж это бесплатно? Деньги в государственный бюджет поступают в виде налогов физических и юридических лиц. Расходы бюджета распределяются по наиболее важным направлениям его использования.
А значит, что обучение происходит не бесплатно, а в том числе и для слушателей. А вот преподаватели, кураторы, работники Центров обучения получают эти деньги как дар божий, расходуя их по своему усмотрению. Только времени на эти благотворительности нет, надо плотно учиться и начинать работать.
Я написала заявление об отчислении по уважительной причине как неэффективная трата времени. Недовольство такой организацией обучения это действительно уважительная причина, но это и результат неэффективной работы Центра.
Таблица 1 Сравнительные характеристики учебного процесса по федеральной программе и в частных школах и вебинарах
Сложившаяся ситуация показывает результат реализации социально-экономической политики, политики образования сложившейся в перестроечный и после перестроечный период в части подготовки специалистов и их отношения к конечному результату своей работы.
Непонятно каким образом осуществляется подбор и расстановка кадров специалистов и преподавателей курсов и программ, как производится оценка квалификации специалистов центров обучения.
Принятые государством программы содействия занятости нацелены на оказание помощи населению, привлечение специалистов фонда занятости, государственного бюджета. Фактически нет ответственности исполнителей реализации государственных программ, нет контроля использования бюджетных средств, управления и организации этих мероприятий. Фактически, организованная таким образом, программа не достигает целей.
Какова будет оценка эффективности работы Центра, эффективность использования бюджетных средств на обучение, оценка эффективности полученного образования? как скоро слушатели будут получать доход с помощью полученных во время обучения знаний и повысят уровень жизни?
На эти вопросы ответит жизнь!
Ждем ваших обсуждений, комментариев, предложений.
Подписывайтесь на наш канал.