Свой концерт в Государственном Кремлёвском Дворце заслуженный артист России Евгений Дятлов назвал коротко и ёмко: «Начало». Почему именно так? По ходу программы, доставившей огромное удовольствие заполнившим до отказа Малый зал ГКД зрителям, это становилось всё более очевидным. Финал же и вовсе расставил все точки над «и»…
Евгений Дятлов, певец, актёр, музыкант, уже давно стал настоящим любимцем публики. Талантливый, харизматичный, обладающий прекрасным голосом и великолепным вкусом, он - из числа тех действительно редких на нашей эстраде звёзд, кто умеет одновременно и развлечь публику, и ненавязчиво подтолкнуть её к серьёзному размышлению о действительно важных вещах. После встреч с ним зрители выходят не просто в замечательном настроении, но по-настоящему обновлёнными и вдохновлёнными, полными энергии и, возможно, даже желания открыть некую новую важную страницу в своей жизни.
Не стал исключением и недавний концерт в Кремлёвском дворце. И задавала тон в нём - большая поэзия. Великолепные стихи Евгения Евтушенко, Давида Самойлова, Роберта Рождественского, Николая Заболоцкого - какие-то из них мы услышали в качестве песен, какие-то артист прочитал между исполнением музыкальных композиций. Но сам выбор произведений оказался таким, что вечер, проходивший в очень теплой, дружеской атмосфере, затрагивал самые глубокие струны души и напоминал о том, что мир по-настоящему раскрывается для тех, кто тянется к истинному, не зацикливаясь на мелочах и повседневной суете.
«Не спеши, когда глаза в глаза, Не спеши, когда спешить нельзя…» - это из песни «Не спеши» А.Бабаджаняна - Е.Евтушенко, открывшей программу. И следом - невероятная «Серёжка ольховая», которую для кинофильма «И это всё о нём» Евгений Крылатов написал в 1977-м, опять-таки на слова Евгения Евтушенко. Помните?
«Сережка ольховая
выше любого пророчества.
Тот станет другим,
кто тихонько ее разломил.
Пусть нам не дано
изменить все немедля, как хочется, -
когда изменяемся мы,
изменяется мир».
Почти полвека прошло с тех пор, как прозвучала с экрана эта песня, но всё так же мы замираем при первых её звуках. Всё-таки, что ни говори, а настоящее, большое искусство всегда вне времени и непременно найдёт своего исполнителя, а, значит, и путь к зрительским сердцам.
По сути, можно сказать, что начал концерт Евгений Дятлов с евтушенковского блока. Ведь, спев «Серёжку ольховую», артист затем прочитал одно из лучших стихотворений Евгения Александровича, «Дай Бог!», написанное в 1990 году, - не будет преувеличением назвать его своеобразным завещанием всем, кто живет сегодня, и тем, кому ещё только предстоит прийти на нашу планету:
«... Не крест - бескрестье мы несем,
а как сгибаемся убого.
Чтоб не извериться во всем,
Дай бог ну хоть немного Бога!
Дай бог всего, всего, всего
и сразу всем — чтоб не обидно…
Дай бог всего, но лишь того,
за что потом не станет стыдно».
Евгений Дятлов замечательно читает стихи. И столь же классно поёт – но об этом рассказывать, конечно же, излишне. Вряд ли найдётся кто-то, кто ни разу не слышал выступлений артиста, являющегося частным гостем на федеральных телеканалах. Хотя, будем откровенны, услышать его вживую, дорогого стоит, поскольку телеэкран не может в полной мере воспроизвести царящую в зале атмосферу. А она, позволим себе повториться, на концертах Дятлова совершенно особенная - он умеет и расположить к себе, и по-хорошему зажечь зал, и настроить его на нужную в тот или иной момент волну. Вот и на этот раз публика то мечтательно расслаблялась, слушая лирическую «Песню любви» («Вьюга вмешалась») А.Островского - Л.Ошанина, «Под музыку Вивальди» В.Берковского, С.Никитина - А.Величанского или «Кукушечку» Е.Доги из кинофильма Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», то энергично зажигала под неувядающую «Besame Mucho» К. Веласкес (Consuelo Velasquez, 1916-2005),«Por una Cabeza» («Потерявший голову») К.Гарделя - А.Ле Пера или «Мухамбази» М.Романова - Г.Орбелиани, перевод Н.Заболоцкого.
Создавать нужную атмосферу артисту помогали замечательные музыканты - ансамбль «АКАДЭМ-квинтет» под управлением Николая Криворучко (гитара). В составе коллектива также Пётр Ильяш (скрипка), Вадим Богорад (кларнет, саксофон), Олег Коляденко (баян), Владимир Курганов (бас-гитара).
В исполнении ансамбля прозвучали, в том числе такие обожаемые огромным числом слушателей произведения, как «Либертанго»(«Libertango») А. Пьяццоллы, «Чардаш» В.Монти, «Вальс» Г.Гараняна из кинофильма Михаила Казакова «Покровские ворота» (1982).
Но, конечно же, главным образом программа состояла именно из песен в исполнении Евгения Дятлова. В том числе и его собственного авторства: «У зим бывают имена», «Март – апрель!» («Была туманная луна…»), «Круг любви», «Я, наконец, свободен» - все они написаны на стихи Давида Самойлова. Артист признался, что Давид Самуилович - его самый любимый поэт. И, конечно же, прочитал одно из стихотворений Самойлова - оно стало некоей смысловой кульминацией программы.
«Все реже думаю о том,
Кому понравлюсь, как понравлюсь.
Все чаще думаю о том,
Куда пойду, куда направлюсь…
Где путь меж добротой и злобой?
И где граничат свет и тьма?
И где он, этот мир особый
Успокоенья и ума?
Когда обманчивая внешность
Обескураживает всех,
Где эти мужество и нежность,
Вернейшие из наших вех
И нет священной злобы, нет,
Не может быть священной злобы.
Зачем, губительный стилет,
Тебе уподобляют слово!
Кто прикасается к словам,
Не должен прикасаться к стали.
На верность добрым божествам
Не надо клясться на кинжале!
Отдай кинжал тому, кто слаб,
Чье слово лживо или слабо.
У нас иной и лад, и склад.
И все. И большего не надо».
Песни, признался Евгений Дятлов, помогают ему и во время съёмок в кино. Так, когда шла работа над фильмом «Тобол», в котором Дятлов сыграл роль первого губернатора Сибири Матвея Гагарина, одной из самых трудных сцен была сцена казни Матвея Петровича, обвинённого Петром Iв государственной измене. Сцену эту снимали целый день (гости вечера имели возможность вновь увидеть её на большом экране), и, чтобы выдержать долгий и сложный съёмочный процесс, актёр, по его словам, повторял про себя «Разбойничью песню» Владимира Высоцкого, которую на этот раз решил спеть вслух:
«Ночью думы муторней.
Плотники не мешкают.
Не успеть к заутрене —
Больно рано вешают.
Ты об этом не жалей, не жалей, —
Что тебе отсрочка!
А на веревочке твоей
Нет ни узелочка.
Лучше ляг да обогрейся —
Я, мол, казни не просплю…
Сколь веревочка ни вейся —
А совьешься ты в петлю!».
В финале программы Евгений Валерьевич вновь предложил всем переключить внимание на экран. Кадры из фильма Глеба Панфилова «Начало» (1970) стали данью уважение великой актрисе Инне Михайловне Чуриковой (1943-2023), которую мы в эти минуты увидели в роли Жанны д`Арк. Она возражала своим судьям, утверждавшим, что человек всегда ничтожен и греховен, - и потому, что не раз видела доказательства обратного, и потому, что в её душе был свет…
Зрители ещё долго не расходились, благодаря артиста за незабываемый вечер. И было много цветов, улыбок и аплодисментов. В самом деле,
«…У нас иной и лад, и склад.
И все. И большего не надо».
Материал подготовлен пресс-службой Государственного Кремлёвского Дворца.