Моему сыну 13 лет, это порог подросткового возраста, когда отношения с родителями и к родителям кардинально меняются. Снаружи выглядит так — мамина радость превращается в колкого ежа, который оспаривает каждое сказанное слово, возмущается, что ему «перекрывают кислород», саботирует домашние правила и «ненавидит» школу.
Но наблюдая за подростком можно заметить, какую сложную задачу решает психика — восстать против тех, в чьей любви и заботе еще очень нуждаешься, и научиться выносить свою амбивалентность — то есть противоположные чувства — по отношению к значимым фигурам. Например, злиться, не отказываясь от любви.
Подростку поддержка и принятие родителей еще ой как нужны, но, например, мама запрещает, заставляет, ругает и все такое родительское делает. Злит? Конечно, злит!
Можно отказаться от злости и сдаться перед властью родителя и всякими поблажками, которые дает послушание. Остаться хорошим ребенком в своей семье и отложить психическое взросление — и право быть авторитетом в своей жизни — на потом.
Можно устроить бунт и отвергнуть все, что дают родители — и хорошее, и плохое — разными опасными способами. Отказаться от любви, заморозить все уязвимое и нежное, и снова — отложить созревание этой своей части.
В идеальном варианте развития событий подросток научится отстаивать себя и свои интересы, даже если они идут вразрез с мнением тех, кого он любит и от кого зависит. Это задача со звездочкой — ведь нужно совместить свою нужду в любви и одобрении родителя, и готовность столкнуться с тем, что в каком-то вопросе это одобрение получить не удастся. И такое возможно только там, где ребенок знает, что отношения с родителями — крепкие, что несогласие с мнением взрослых эти отношения не разрушит, что от него не откажутся. Что какими бы ни были его выборы — в своей семье он будет принят.
Подозреваю, что третий вариант чаще встречается в книгах, чем в реальности. Зато реальная жизнь даст каждому из нас еще много возможностей дозреть, дорасти и научиться выдерживать все свои чувства, даже самые противоречивые.