Найти тему

Поступление в вуз мечты. Инструкция для школьников и родителей

Залог успешного поступления в вуз мечты — это не только высокие баллы ЕГЭ, но и осознанная стратегия подготовки к поступлению. Чтобы наши студенты могли избежать лишнего стресса, возможных неприятных сюрпризов в связи с быстро меняющимися обстоятельствами, в гимназии работает координатор по довузовской подготовке. Алена Грудницкая ответила на наши вопросы и сформулировала несколько общих правил для ребят, готовящихся к поступлению в вузы.

Какие ошибки совершают ребята, которые готовятся к поступлению в вузы?

Если говорить про российские вузы, то чаще всего студенты не уделяют должного внимания олимпиадам (кроме всероссийской олимпиады школьников), на которые можно сделать упор и где можно заблаговременно получить желаемое место в конкретном вузе. За олимпиады также дают дополнительные баллы. Ребята могут забывать об индивидуальных достижениях, которые порой дают 1—2 решающих балла. Например, можно заранее сдать ГТО или участвовать в волонтерских проектах. Эта информация есть у наших педагогов и у студентов.

Ребята могут невнимательно читать требования при поступлении в вуз мечты. Пусть это будет 20 страниц, но с ними нужно обязательно ознакомиться.

Также не всегда у студентов получается доехать до университета, проверить, как туда нужно будет добираться, какая инфраструктура доступна, какая царит атмосфера. Часто это откладывают на последний момент, когда нужно принимать решение и нести оригинал аттестата.

Обобщая, скажу, что основная ошибка в том, что студенты откладывают подготовку на весну 11 класса. Но в идеале начинать нужно за год и ранее.

Насколько сильно отличаются правила поступления в больших университетах с разветвленной сетью факультетов и программ обучения?

Могут отличаться требования по составу документов и требования к результатам экзаменов. Например, на факультетах экономики и математики МГУ разные требования к абитуриентам, хотя сами правила отличаются не существенно.

Бывает, что на одинаковые специальности нужно сдавать экзамены по разным предметам. Например, на программу «Международные отношения» может требоваться история, а может требоваться обществознание. Тут нужно, наверное, очень четко понимать, в какой все-таки вуз студент планирует поступать или какой ближе по атмосфере и ценностям.

Большинство студентов, конечно, не готовы за два-три года однозначно сказать, что они пойдут только в МГУ на юриспруденцию. Но понимать свои возможности, широту возможного выбора важно.

Что касается зарубежных учебных заведений, здесь другая история поступления.

Моя рекомендация — начинать подготовку не позднее середины 9 класса, чтобы понимать, по какой программе ты пойдешь учиться дальше — по программе Международного бакалавриата или все-таки по российской. Здесь для каждого свои приоритеты.

Подготовка к поступлению в зарубежные вузы также начинается раньше, чем поступление в российские вузы. В конце 9 класса — в начале 10 класса нужно постараться выбрать тот спектр вузов, который нравится, или стран, где хотелось бы обучаться. Из ограничений здесь только ресурсы и возможности семьи.

В зарубежных вузах, как в российской программе, нет четкой унифицированной системы поступления. Каждый вуз любой страны в праве диктовать свои требования. Если ты идешь на направление «Химия», то понятно, что, вероятнее всего, нужно будет сдавать экзамен по химии, но дополнительные предметы, экзамены и подходы к их оценке могут быть совершенно иными. Поэтому повторюсь еще раз: важно читать правила приёма/ поступления или entry requirements (англ.).

Мы проводим онлайн-встречи и семинары с различными зарубежными вузами, которые поясняют для нас эти требования и правила к поступающим, но до конца зарубежные вузы свои карты не раскрывают. Поэтому поступление в зарубежные вузы — это сложно прогнозируемая история, в которой нужно учесть разные факторы и заранее подготовить несколько планов поступления. Приведу примеры.

Пример 1.

Студент обучается в старшей школе только по российской программе, но выбрал разные курсы по выбору, чтобы показать свой интерес вузу. В этом случае студент, изучив правила приема, сдвигает фокус не только на академические показатели, но и на внеурочную деятельность.

Пример 2.

Студент в 10—11 классах (старшая школа) обучается по программе Международного бакалавриата и одновременно по российской. После успешного прохождения экзаменов он получает 2 документа об образовании: ID Diploma и аттестат о среднем общем образовании. В некоторые вузы стоит подаваться только с 1 документом об образовании, учитывая системы образования разных стран, в другие вузы — с российским аттестатом, а в третьи нужно подать оба документа, заявляя, что студент обучается на 2-х программах одновременно.

На что, судя по вашей практике, обращают внимание приемные комиссии зарубежных вузов.

Если в российских вузах какие-то баллы можно добрать за счет тех или иных внешкольных активностей, то, что касается зарубежных вузов, здесь требования зависят от страны и конкретно программы бакалавриата.

Если мы говорим про Северную Америку, Канаду, то важны не только академическая успеваемость, дополнительные достижения в тех предметах, которые планирует изучать будущий студент в вузе, но и общественная деятельность. От руководства кружком математики, волонтерства до внедрения инициатив, которые нашли отражение не только на уровне школы, но и, не исключаю, на уровне города. Все это по возможности подтверждается документально и загружается в портфолио.

Важно также доказать, что тебе интересен предмет, который будет в основе обучения. Покажи своими действиями, что ты делаешь для этого, какие задачи ты уже решил. Здесь, возможно, будет не лишним приложить и сертификаты об онлайн-обучении или освоении программ в вузе, куда планируется поступление.

Желательно показывать свои достижения не за последние два-три года, а продемонстрировать, что интерес был стабилен на протяжении определенных лет обучения ребенка в школе. Поэтому Америка и Канада чаще всего запрашивают оценки, начиная с 7—8 класса.

В европейских странах акцент идет на успеваемость. Здесь нужно показывать высокие баллы по российской программе. Но здесь есть нюансы, так как в России образование 11 лет, а во многих европейских странах 12-летнее обучение, поэтому не всегда можно поступить с российским дипломом. Также можно показать высокие баллы по программе IB.

-2

Расскажите, о результатах приёмных кампаний прошедшего года.

В прошлом году приемная кампания прошла вполне успешно. Все ребята поступили туда, куда хотели и планировали. Все получили студенческие визы.

При поступлении в зарубежные вузы в прошлом году мы поэкспериментировали немножко и подались с российским аттестатом в те вузы, куда раньше, в целом, не принимали. Например, у нас появился интересный опыт поступления с аттестатом за 11 лет обучения при требовании в 12 лет. Родители наших выпускников готовы делиться этим опытом.

Говоря о будущей приемной кампании в российские вузы, замечу, что в этом году приемная кампания пока что отличается только тем, что раньше можно было подаваться не более, чем на пять специальностей. Но уже появляются более жесткие требования по количеству вузов. Появились новые льготные категории для поступающих. Возвращаются темы целевого обучения, когда предприятие готово нести расходы за студентов и готовит уже специалистов непосредственно под работу на своем предприятии. Появляются новые интересные партнерские программы (вуз+вуз, вуз+предприятие). Рекомендую обращать на них внимание.