Найти в Дзене
НВЭ

"Тонкий человек": Ник и Нора в шести сериях

В предыдущем посте об актрисе Мирне Лой я упоминал серию детективных фильмов о "Тонком человеке", в которых она и Уильям Пауэлл играли супругов Чарльз - Ника и Нору, бывшего полицейского детектива и его богатую жену. Важный третий персонаж в этой веселой семейке - маленький беленький пёсик по кличке Аста. Попробую написать об этих фильмах чуть подробнее. Первый «Тонкий человек» ("The Thin Man"), снятый в 1934 г. примерно за две недели режиссером «Вуди» Ван Дайком, не зря получившим прозвище «однодублевого» (“One-take Woody”), представляет собой сравнительно точную экранизацию одноименного романа Дэшила Хэммета. Действие фильма происходит на рождество Нью-Йорке. Ник Чарльз в значительной степени против своей воли расследует цепочку убийств, в которых подозревают его бывшего нанимателя, эксцентричного изобретателя Клайда Вайнанта. Его дочь, Дороти, играет Морин О’Салливен, больше известная как Джейн из фильмов про Тарзана. Заметим, кстати, что именно этот Вайнант и есть тот самый «тонкий
Ник и Нора, а между ними - Аста
Ник и Нора, а между ними - Аста

В предыдущем посте об актрисе Мирне Лой я упоминал серию детективных фильмов о "Тонком человеке", в которых она и Уильям Пауэлл играли супругов Чарльз - Ника и Нору, бывшего полицейского детектива и его богатую жену. Важный третий персонаж в этой веселой семейке - маленький беленький пёсик по кличке Аста. Попробую написать об этих фильмах чуть подробнее.

-2

Первый «Тонкий человек» ("The Thin Man"), снятый в 1934 г. примерно за две недели режиссером «Вуди» Ван Дайком, не зря получившим прозвище «однодублевого» (“One-take Woody”), представляет собой сравнительно точную экранизацию одноименного романа Дэшила Хэммета. Действие фильма происходит на рождество Нью-Йорке. Ник Чарльз в значительной степени против своей воли расследует цепочку убийств, в которых подозревают его бывшего нанимателя, эксцентричного изобретателя Клайда Вайнанта. Его дочь, Дороти, играет Морин О’Салливен, больше известная как Джейн из фильмов про Тарзана. Заметим, кстати, что именно этот Вайнант и есть тот самый «тонкий человек», и фильм следовало бы более точно назвать «Дело о тонком человеке». Однако, решительно все – и критики, и зрители – решили, что «тонкий человек» – это Ник Чарльз, и с тех пор так и повелось. Правда, ни в одном из последующих фильмов Ник нигде и ни разу в открытую «тонким человеком» не называется.

-3

В первом фильме уже проявляются все компоненты серии – крайне запутанный детективный сюжет, несколько трупов (как правило, 3 на фильм), и классическое выявление виновного (которым оказывается самый неожиданный персонаж) путем сбора всех подозреваемых в одном помещении. Но главное, конечно – это экранная «химия» между Ником и Норой, начинающаяся в тот самый момент, когда нагруженная рождественскими покупками Нора, которую тащит на поводке Аста, рвущаяся к своему хозяину, влетает в ресторан и со всего размаху шлепается на пол. Ей-богу, самое эффектное появление героини во всем мировом кино! Многие считают первого «тонкого человека» самым лучшим фильмом из всей серии, но против него, как мне кажется, отчасти работает то, что, кроме Ника и Норы (ну, еще Дороти и ее жениха Томми), в нем не найти ни одного симпатичного персонажа – все остальные сплошь сволочи, мерзавцы и психи. Тем не менее, смотреть, как Ник и Нора обмениваются подначками и остротами, попутно уничтожая массу алкогольных напитков – редкостное удовольствие. К сожалению, все эти остроты, которыми фильм битком набит, зачастую крайне труднопереводимы на русский.

-4

Вот примеры:

Нора (приведя мужа в остолбенение): “What's that man doing in my drawers?” (Хотела сказать: “Что этот человек (имеется в виду полицейский, производящий обыск) ищет в моем комоде?”, а получилось: “Зачем этот человек залез ко мне в трусики?”)

Нора: "Waiter! Will you serve the nuts? I mean, will you serve the guests the nuts?" (Буквально: «Официант! Обслужите психов! Я хочу сказать, подайте гостям орехи!».

-5

И самое непереводимое. Наутро после событий бурной ночи, когда Ника чуть не пристрелили, супруги смотрят, что об этом пишут в газетах.
Ник: “I’m a hero. I was shot twice in the Tribune” (Я герой. В «Трибьюн» [пишут, что] в меня стреляли дважды).
Нора: “I read where you were shot five times in the tabloids” (Я читала таблоиды, в которых в тебя стреляли пять раз).
Ник: “It’s not true. He didn’t come anywhere near my tabloids” (Это неправда. Он даже близко не попал в мои таблоиды).

-6

Продолжение – “After the Thin Man” ("За Тонким человеком"/"После Тонкого человека") – появилось в 1936 г. Это уже не экранизация, хотя Д. Хэммет приложил руку к сценарию. Создатели сиквела учли урок предыдущего фильма: отныне детективный сюжет – такой же запутанный и со столь же неожиданным злодеем – является, по сути, лишь фоном, на котором происходит взаимодействие нашей сладкой парочки. Именно поэтому мне «За тонким человеком» кажется самым лучшим фильмом серии. Эпизодов без участия Ника и Норы здесь намного меньше, чем в «Тонком человеке». Более того, Нора становится равноправным действующим лицом, сопровождая мужа почти во всех сценах, а порой и действуя самостоятельно – за исключением довольно длинного и несколько нудного расследования ближе к концу фильма, которое мистер Чарльз проводит в одиночку.

-7

Действие начинается в том самом поезде, который увозил супругов из Нью-Йорка, однако, заметим, стиль Нориных причесок и нарядов за это время успел радикально измениться. Изменился и сам стиль серии: если первый «Тонкий человек» был нуаристым детективом с элементами комедии, то теперь это уже почти откровенный комедийный детектив – впрочем, тоже не без элементов нуара (особенно выразителен ночной туман над Сан-Франциско). Кроме того, следует отметить присутствие в фильме молодого Джеймса Стюарта, который тогда еще не получал главных ролей.

-8

Ник и Нора, уставшие от бурного рождества в Нью-Йорке, решают хоть на новый год отдохнуть. Однако это им, естественно, не удается. Начинается все с того, что у себя дома они застают шумную толпу гостей, решивших устроить хозяевам «вечеринку-сюрприз», при том, что подавляющее большинство присутствующих с супругами Чарльз просто незнакомы… Затем их требует к себе на новогодний ужин Норина тетя Кэтрин – старая снобка, которая не выносит Ника (так же, как и он ее), но на этот раз поступается принципами, чтобы припахать его к делу: у Нориной кузины Сельмы (видимо, дочери тети Кэтрин) пропал муж Роберт, и его розыски пытаются повесить на Ника. Роберт, правда, отыскивается в ближайшем кабаке, в компании разбитной певички, но совсем немного спустя, ровно в полночь, он оказывается убит, а над его телом стоит Сельма с револьвером в руке. И это не последний сюрприз новогодней ночи: чуть позже сама Нора (не без участия муженька) попадает за решетку в полицейском участке. «Хорошенький способ встретить новый год», - замечает мистер Чарльз, извлекая ее оттуда. Естественно, ему приходится взяться за расследование. После того, как оно благополучно завершилось, супруги снова садятся в поезд, чтобы сбежать от шумихи, и там Ник неожиданно выясняет, что Нора ждет ребенка. «И ты еще считаешь себя детективом!» – замечает та в ответ на удивление мужа.

-9

Некоторые остроты из фильма:

Ник: “Did I ever tell you that you're the most fascinating woman this side of the Rockies?” («Я тебе когда-нибудь говорил, что ты самая поразительная женщина по эту сторону Скалистых гор?»)
Нора: “Wait till you see me on the other side” («Погоди, ты меня еще с другой стороны не видел!»).

-10

Персонаж по имени Танцор, хозяин ночного клуба – Нику: “Once a gumheel, always a gumheel, huh? Well, I don't like gumheels, but I thought you'd quit it when you married a pot of money”. («Как был легавым, так и остался легавым, да? А я не люблю легавых и думал, что ты это бросил, когда женился на мешке с деньгами»).
Нора: “Did he call me a pot?” («Он назвал меня мешком?!»)

-11

Ник: “Come on, let's get something to eat. I'm thirsty”. («Пойдем, съедим что-нибудь. Выпить хочется»).

Продолжение следует. Подписывайтесь, чтобы не пропускать обновлений!