IQ или IT? Отвечает доцент ВТИСиТ УГТУ Константин Рочев
Дню преподавателя высшей школы посвящается
Помните, каким утопически счастливым было технологическое будущее человечества в знаменитой песне из кинофильма «Электроник»? «Вкалывают роботы, счастлив человек!» Тяжелую работу – машине, радость творчества и интеллектуального поиска – себе, – оптимистично рассуждали советские фантасты. И, надо сказать, многие из предсказанных ими технологий сбылись намного раньше, чем прогнозировали писатели и режиссеры. Вот только до чего дошел прогресс на самом деле? Не до полной ли противоположности ожиданиям, если искусственный интеллект всерьез посягает на святая святых – креативную деятельность и даже педагогическую стезю? Качество этих притязаний – совсем другой вопрос. И мы его обсудили с доцентом кафедры ВТИСиТ факультета экономики, управления и информационных технологий, главным редактором журнала «Информационные технологии в управлении и экономике», поэтом Константином Рочевым.
- Константин Васильевич, за каким интеллектом все-таки будущее – человеческим или искусственным? Как Вы полагаете, смогут ли когда-нибудь высокие технологии заменить преподавателя высшей школы?
- Мой прогноз таков: лет через пять или, может быть, чуть больше, до девяноста процентов населения планеты останутся без работы. И преподаватели вузов здесь не исключение, разве что те, чья специализация является настолько узкой, что обучить ей нейросеть будет невозможно из-за нехватки данных. Но такие специфические области вне сегмента массового высшего образования. А вот если говорить о традиционной вузовской подготовке – я полагаю, на смену человеку придет искусственный интеллект.
- Как бы сейчас Вы оценили уровень развития нейросетей, и для чего Вы используете их в своей работе?
- Если говорить об уровне развития, я бы сказал, что генерация изображений во многих случаях не уступает работе профессионалов, а вот тексты пока на обывательском уровне. Преподавателю нейросети могут помочь в написании рабочей программы или составлении проверочных тестов. Однако к результатам надо подходить критически, тщательно перепроверяя все данные.
- Что бы Вы сделали, если бы поняли, что дипломная работа одного из Ваших студентов написана нейросетью?
- Я бы задал ему много интересных вопросов на защите! Будущий специалист ИВТ должен разбираться в проектировании систем, знать языки программирования, иметь четкое представление об области применения своей разработки – и в этом ему никакая нейросеть не поможет!
- Мы знаем Вас как человека многогранно талантливого – наверняка у Вас есть творческий опыт «сотрудничества» с нейросетями?
Да, как и многие, я генерировал с помощью нейросетей изображения и тексты, пробовал также писать музыку – ни в одном из случаев я, пожалуй, не был удовлетворен результатом до конца. Написанные нейросетью стихи на русском языке не имеют ни рифмы, ни ритма, англоязычный вариант я оцениваю чуть лучше. А еще у меня был замысел написать с помощью ChatGPT художественную книгу, но уже на первой главе я отказался от этой идеи.