Найти в Дзене
К СЛОВУ | RUGRAM

— Частник — это такой дядя, который работает сам на себя. Он не отчитывается ни перед кем, а потому может делать все, что хочет...

Прошла минута. Вернее, «ура, эта минута наконец-то прошла!», потому что тянулась она слишком долго. Рядом со мной на остановке с примерно такими же мыслями стояли ещё десятка два-три человек. Кто-то из них устало вздыхал, охал либо кашлял, кто-то то и дело проверял время и спрашивал, где же автобус?

Действительно, где же он? Судя по столпотворению, сразу несколько водителей не смогли завести свои старенькие ПАЗики или просто решили не выходить в последний на сегодня рейс.

— Ну что же это творится, — не выдержала женщина в толпе. — Приедет к нам кто али ночевать прямо здеся будем?

Я посмотрел на закат. Летнее солнце, спрятанное за облаками, почти полностью скрылось за далёкими пятиэтажками. Только духота спадать не торопилась.

— Может, такси вызовем? — предложил ей мужчина.

— Ага, обдерут, заплатишь, как за билет до Питера!

Мужчину, видимо, такой ответ устроил, и он, отойдя в сторону, достал сигарету и щёлкнул зажигалкой. Огонёк не появился. После нескольких неудачных попыток прикурить, он раздражённо встряхнул полупрозрачную зажигалку и положил сигарету в пачку. Вот уж правда, сегодня у всех вечер не задался.

Ветер сменил направление и задул еще сильнее. В нос ударил запах речной сырости, и я, переминаясь с ноги на ногу, взглянул на небо. Там, с запада на нас стремительно наступали безжалостные тучи, предвещавшие ночную грозу. Её нам только и не хватало! – чертыхнулся кто-то в очереди.

— Мам, а автобус когда приедет?

— Потерпи, дочка, скоро будет.

— Но я устала терпеть! Мы так долго стоим, а его всё нет и нет!

Как я тебя понимаю, девочка. За время, что я потратил, мог три раза дойти до дома и вернуться на это же место, чтобы проверить, не разошлись ли люди.

Солнце полностью скрылось за горизонтом, и темноту теперь разгоняли только тусклые уличные фонари и звезды, что ещё не сдались под гнётом наступающей грозы. Может действительно вызвать такси? Я достал телефон и лениво пролистал экраны. Сначала в одном направлении, затем в обратном. На втором круге я вспомнил, что хотел посмотреть цены на такси и, открыв приложение, подтвердил геолокацию. Выбрав в списке вкладку «Дом», я недолго засмотрелся, как умный навигатор показывает ближайшие машины и прокладывает маршрут. Внезапно поиск завершился и посередине появилось окно: «Такси от Ваше местоположение до Дом. Цена 470 рублей. Заказать?». Я молниеносно нажал «нет» и спрятал телефон от греха подальше. Потупил в тусклую вывеску магазина напротив и вновь достал, посмотрев на время. «Через десять минут точно пойду пешком, — пообещал я себе.

— Ну никакой управы нет на них! Все частники, что хотят, то и делают! — выругался кто-то.

— Мама, а что значит частники? — подхватила девочка. Женщина, вздохнув, то ли от усталости, то ли от чего-то ещё, медленно, экономя силы, начала объяснять:

— Частник — это такой дядя, который работает сам на себя. Он не отчитывается ни перед кем, а потому может делать все, что хочет. Например, появились дела, и он не поехал на автобусе.

— Ууух, частники плохие! — заключила девочка.

Всё больше людей, связанных общей проблемой, стали искать темы для разговора. Кто-то вклинивался в беседы, кто-то со стороны поддакивал, а несколько мужчин тактически отступили, разделив на всех пачку сигарет и коробок спичек.

Я стоял где-то между ними, считая секунды и слушая сливающийся в неясную мешанину гул. Внезапно ко мне подошла девушка-студентка с сумкой почтальонкой. Посмотрев на меня сонными глазами, она встала поближе и сделала погромче музыку в наушниках. Со мной тише стоять, что ли? Впрочем, я был не против. Вслушиваясь в незнакомый мотив песен, время шло чуточку быстрее. Десять минут успешно прошли, и я был готов отправиться в пеший путь до дома, но внезапно до меня донеслась до ужаса знакомая мелодия, и я не спешил делать шаг. Сплин запел классическую «Моё сердце», и я решил насладиться ей, раз появилась такая возможность.

— Валя, у тебя там внук где-то работает, — на припеве заголосила старушка, — пусть позвонит, разберётся!

— Куда?

— Куда-куда? Чтобы автобусы исправно ходили, а если мне тут плохо станет, как я до дома доеду?

— Ты тогда не домой, а в больницу поедешь, — засмеялся старичок.

И хотя его шутка была неуместна, кто-то в толпе прыснул смешок и закашлял.

Сплин в наушниках допел, а припева я так и не услышал за гудежом уставших, забытого богом и водителями автобусов города. Я достал телефон, проверил время и сделал глубокий вдох влажного воздуха. Дождь уже вот-вот начнётся.

Вспомнился какой-то случайный момент из детства, когда мы с ребятами после короткого летнего дождя выходили на улицу и, вдыхая запах прибитой большими тёплыми каплями пыли, занимались художествами на песке. Изображая великих художников, мы кисточкой-палкой выводили горы и траву, а потом, когда кто-нибудь случайно наступит на наш кусок холста, обиженные начинали портить чужие каракули и вовсе забывали о рисунках.

Так какое сейчас время?

Я вновь посмотрел на часы и повернулся идти домой, как вдруг увидел маршрутку. Свет из её полупустого салона наполнял меня теплом и счастьем, пусть ненадолго. Кто-то меня случайно толкнул в плечо и подошёл к бордюру, чтобы первым залезть в автобус и занять сидячее место. Игра на выживание начнётся через…

Автобус подъехал, и не успели его старые двери открыться, как в них уже понеслись все, кто стоял ближе остальных. Их вталкивали остальные, протискивались через узкий проход и спешили закинуть сумку на любое сидячее место, ругаясь, кряхтя и стоная от давки. Я и девушка с почтальонкой стояли в самом конце толпы, наблюдая за назревающей в салоне автобуса дракой. Впрочем, драться там было уже негде – люди спешно заполняли всё пространство и вот уже слышны возгласы «продвиньтесь дальше, в глубь» и «передайте за проезд». Почти у самого входа оставалось пространство для одного-двух человек, чтобы доехать до конечной остановки и выпасть большой человеческой мясной кучей на улицу и сделать глоток свежего воздуха. Но, к сожалению, всё не будет так идеально. Через одну или две остановки люди, которые больше всех хотели попасть в автобус и сейчас стоят (или даже сидят) где-то в середине, скажут, что им надо выйти, и большая вереница людей начнёт цикл «Вы не выходите? – Я вас пропущу».

От такого по телу пробежали мурашки, и я принял решение.

Девушка посмотрела на меня с тоской и глубокой усталостью, приглашая войти первым. Ей точно не хотелось быть зажатой среди мужчин. Уж лучше пусть хотя бы с одной стороны это будет старая дверь маршрутки, чтобы на неё можно было облокотиться.

Я помотал головой и погромче заявил, что лучше пойду пешком. Она понимающе кивнула, посмотрела на затянутое тучами небо и едва слышно пожелала мне удачи. Я проконтролировал, чтобы девушка с почтальонкой точно заняла место в маршрутке, и устало развернулся.

И как я мог забыть наушники?

Едва я сделал шаг, как автобус с характерным шипением и стонами двигателя отправился в путь. Через пару секунд он уже вовсю мчался на остановку, где, я уверен, кто-нибудь будет выходить.

И в этот момент мне в лицо ударил пронзительный холодный ветер и частые тяжёлые капли дождя.

Автор рассказа: Алексей Ханыкин

Подписывайтесь на автора