Найти тему

Терминология маркетолога. Понятия B2B, B2C, B2G.

Под такими терминами, как B2B, B2C, B2G понимаются модели взаимодействия бизнеса со своими заказчиками. Эти понятия необходимо знать, и уметь различать их друг от друга, потому что от модели взаимодействия зависит кому и как продавать свой товар, услуги, как верно и точно вести переговоры. 

Понятие B2B, её отличительные особенности:

B2B (business to business) - бизнес модель, в которой взаимодействия происходят по системе бизнес <-> бизнес, то есть - одна компания продаёт свой товар другой компании. 

Как правило, в формате B2B сделки имеют длительный характер, масштабные объемы, и ряд сложностей.

Далее рассмотрим примеры бизнесов в формате B2B:

  • Компании, которые поставляют ресурсы, для начала производства товаров: компании поставляющие газ, воду, древесину, руды;
  • Компании, которые поставляют компоненты для производства товара, например: компании поставляющие муку;
  • Поставщики готовых товаров или услуг: поставка одежды для продажи, поставка еды в магазины, станки для работы и т.д;
  • Компании создающие программное ПО для других компаний;
  • Компании предоставляющие знания в интересах других компаний: юридические, бухгалтерские компании, компании по продвижению в сфере SMM.

К особенностям B2B сделки можно отнести: 

  • На рынке B2B клиентов меньше, чем в B2C;
  • Клиентов меньше, но как правило, сделки имеют более масштабные объемы, соответственно и деньги тоже крутятся крупнее;
  • Сотрудничество на продолжительный период, так, как риски и продолжительность сделки высоки, сторонам выгоднее как можно дольше работать вместе;
  • Большое количество решений и согласований перед совершением сделки исходя из того, что чем крупнее сделка, тем больше решений до принятия итогового решения.

Понятие B2C, её отличительные особенности:

B2C (business to consumer) - бизнес модель, в которой взаимодействия происходят по системе бизнес <-> частное лицо, итоговый потребитель, то есть - компания продает свой товар частным лицам, как правило, в личное пользование.

Далее рассмотрим примеры бизнесов в формате B2C:

  • Розничные магазины: продуктовые, овощные. Аптеки, магазины одежды;
  • Рестораны, кафе, донерные;
  • Автомойки, сервисы технического осмотра автомобилей;
  • Компании предоставляющие услуги для частных лиц: уборка квартир, мойка окон и т.д;

К особенностям B2C сделки можно отнести: 

  • Конкуренция имеет огромные масштабы, если сравнивать с B2B, компаний продающих разные товары и услуги миллионы;
  • Возможность работы онлайн, продажа товаров через сайты и различные социальные сети;
  • Если бизнес строится в офлайн формате, то его ключевой ролью является местонахождение, то есть, нужно такое место, где будет больший охват клиентов, куда им будет проще добираться и т.д;
  • Товары как правило производятся массового характера, не индивидуально под каждого клиента, но бывают исключения, например: портреты на заказ, именные футболки и т.д.

Понятие B2G, её отличительные особенности:

B2G (business to government) - бизнес модель, в которой взаимодействия происходят по системе бизнес <-> государственнное учреждение.  В данном формате сделки бизнес продаёт услуги, либо товары государственным учреждениям.

Далее рассмотрим примеры бизнесов в формате B2G:

  • Продажа государственным медицинским учреждениям медицинского оборудования;
  • Изготовление мебели для государственных школ, университетов парт, стульев;
  • Продажа автомобилей для правоохранительных органов: полиции, армии и т.д.

К особенностям B2G сделки можно отнести: 

  • Тендерная основа, нельзя просто взять и поставлять что-то государству, обязательно нужно пройти все проверки и вести свои сделки с государством через тендерные площадки;
  • Объем продажи огромного характера, так как государство выступает гигантским клиентом, и может заказывать огромные поставки;
  • Не менее значимой особенностью является бюрократия, то есть, на каждом этапе сделки с государством придется заполнять множество документов и вести отчетность каждого действия;
  • Огромная ответственность - для большинства товара или оказание услуг нужно иметь документы подтверждающие их качество, а при допущении ошибок в работе придется исправлять ошибки из своего кармана, без «подушки безопастности» в такие вещи лучше не влезать.