Публикация посвящена ныне живущему в Киеве моему другу, полковнику в отставке, Равилю Ахметову, однокласснику по Казанскому Суворовскому военному училищу, герою Афганской войны и просто, настоящему человеку.
---------------------------------------
Письмо Равиля: Гриша, привет. Попробую изложить тебе период жизни,который называется военной службой...Так вот, после окончания КзСВУ в 1972 году я с некотоым трудом добился направления в Киевское высшее общевойсковое командное училище им.М.В.Фрунзе.
Почему "с некоторым трудом", поясняю: Последнюю точку с выбором училища, как ты и сам знаешь, ставил сам начальник училища генерал-майор Смирнов А.П. Так вот он, узнав, что я из Ульяновской области, настойчиво "рекомендовал" мне поступать в Ульяновсое танковое.
Я, помня наш "культпоход" в парк боевых машин Казанского танкового училища в один из очень жарких дней пребывания в нашем летнем лагере, сделал вывод, что танки - это не моё. Ещё тогда я решил, что лучше умирать на земле, на воздухе, а не в этом воняющим солярой и маслами железном гробу (кстати, уже потом в Афгане понял, что я таки был прав).
Тогда я решительно восстал против "рекомендации" генерала и сказал ему:- Товарищ генерал, я хочу стать разведчиком и прошу направить меня в КВОКУ на разведфакультет. Генерал, сделав удивленное лицо, задал мне вопрос: "А почему в Киев? Там тёплое место? А знаешь ли ты, сынок, что в Киевское ВОКУ есть разнарядка всего на четыре человека, и эти четыре, все отличники, уже отобраны?".
Тут в нашу "беседу " вмешался наш взводный майор Рябов А.А. Он заявил, что я тоже не из последних по учебе и специльно учил усиленно немецкий язык и знаю его в совершенстве (тут он, конечно, явно перегнул, поддерживая меня). Тогда генерал, чуть подумав, сказал:"Ну, товарищ суворовец, только учитывая Вашу настойчивость и ходатайство Вашего командира я Вас направлю в КВОКУ сверх разнарядки."
Кстати, все отобранные суворовцы действительно были отличниками: Серега Нечипоренко-золотой медалист, Серега Киселев, Шура Иванчиков,Юра Клишин-отличники учебы!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
15.06.1970- 15.06.2021г.г.
г.Казань-г.Киев-г.Воронеж
Дядя Серёжа
13 июня 2021 года- день памяти среднего брата моего отца, Сергея Григорьевича Ерохина. В этот день ему бы исполнилось 109 лет.
В детстве мы все хотели быть похожими на него. Интеллигент. Он был всегда спокоен, выдержан.
Работая простым водителем на военном дерево комбинате в подмосковном Королёве, он носил костюм и шляпу. Всегда был, чисто, аккуратно и стильно одет.
На работе Сергей Григорьевич пользовался большим уважением у всего коллектива. Его уважали соседи с окружающих пятиэтажек. Обычно люди в многоэтажках не знают соседей, а тут было наоборот! Его знали и с ним здоровались все.
Его имя в части знали все, от командира до последнего вахтера и мойщика машин.(Зачастую, он оставался после смены и мыл из шланга свою машину). Повторяю, работал он на деревообрабатывающем военном заводе в г.Калининград (теперь Королёв), который делал всю "деревяшку" для панельных домов, возводимых в Москве и Подмосковье военными строителями на
объектах МО.
За почти 40 лет работы он не имел ни одного ДТП. Лишь однажды, на Сущёвском валу, по вине автомеханика, у него открутилась запаска. И когда автомобиль остановился у обочины, колесо "пустилось наутёк" от машины вниз. Но и тогда никто не пострадал.
Были незабываемыми дни, когда он приезжал к нам на станцию в гости. Помню каждому из трёх племянников дядя привёз по фирменным китайским джинсам с многочисленными карманами. Соседские мальчишки обзавидывались нам! А сушкам, да баранкам и конфетам не было счёта.
Как ни дружно жили они с тётей Женей, но на почве покупок для его многочисленных племянников у них не было ладу. Пожуривала его тётя Женя за это. Да и много нас было от его двух братьев и сестры. Но дядя Серёжа как-то этот конфликт гасил. Он был без вредных привычек и примерным семьянином. Ходил в магазин за покупками, готовл еду, мыл посуду и даже стирал!
Что сейчас не жить?-
Спрашивал он себя после увольнения с работы на бессрочный отдых. Дядя Серёжа говорил:
Хорошая у меня жизнь теперь. Пенсию на дом приносят. Мясо в магазине есть. И что сейчас не жить?
Однажды тётя Женя, его жена, рассказала мне, что мой папа маму не берёг.-Они поехали из Калининграда в Москву, а тебя не взяли. Ты ходил в рубашке без штанов и в пинетках кожаных. Вечером гляжу: Идут они по дороге. Елена тащит швейную машину в деревянном футляре, а Алесей идёт как барин: руки скрестив за спиной.
-возмущалась тётя Женя!
Жили они тогда на у.Суворова в доме номер четыре. Это был 2-х этажный коттедж на четыре хозяина. Около дома росло развесистое дерево вишни. Я потом часто проходил мимо и видел, как красиво цветёт вишня!
Я вспоминаю два момента: это когда я приехал к нему зимой 1972 года на каникулы. И он, в трескучий мороз, водил меня не в "магдонОльс", "пожрать" сосисок, а в Третьяковку, четыре дня подряд; и второй случай, как он учил меня мариновать опята. Эти "уроки" я усвоил на всю жизнь!
Вся наша большая семья очень любила дядю Сережу, как дети любят взрослых за бескорыстные подарки.
А ещё Дядя Сережа был финской и Великой Отечественной войне. Ветеран был ранен, контужен на Финской, его тогда списали вчистую. Однако дядя упросил Военкома призвать его в Первый аэростатный московский полк, и всю войну защищал небо Москвы. Он о войне не любил рассказывать. Только на день Победы дядя одевал праздничный костюм, свои награды и обязательно посещал памятник на могиле неизвестного солдата!
Много воды утекло с тех пор как его не стало, но у меня в ушах стоит его голос, как будто мы только что закончили с ним разговор!
****************************
Вот таким был наш дядя Серёжа!
****************************
13.06.2021г.гор.Воронеж.
Седьмое небо Ольги Фёдоровой...
Памяти Аркадия
Яковлевича Койфмана*,
100-летию со дня его
рождения посвящается.
(Напечатана по тексту
выпускницы 1971 года
Ольги Завзиной
-----------------------------------
Новый учебный 1967 год, как и день 1 сентября предполагал большие изменения в моей жизни. Моя старшая сестра только закончила восьмой класс школы-интерната. Её рассказы о жизни в интернате были такими захватывающими, что для меня, как и для В Высоцкого, стало очевидно:
..."Что там, где я, там жизнь проходит,
А там, где нет меня – идёт!"...
Я вся превратилась в сплошное ожидание чего-то нового и интересного.
Предвкушение усиливалось и ещё по одной причине: любимая воспитательница моей сестры, учитель русского языка и литературы Головина Лия Павловна после их выпуска брала новый пятый класс. В него я и должна была попасть.
Однако этим моим планам не суждено было сбыться из-за решения администрации школы набрать ещё один пятый класс и объединить в нем всех новичков. Моё желание учиться именно в классе Лии Павловны не было учтено, и мне предстояло учиться в параллельном классе.
Лишь гораздо позже я смогла оценить это решение. Я стала лидером в новом классе, и мы потом достойно конкурировали с классом Лии Павловны. Но...велика сила слова, а слова старшей сестры – особенно, поскольку все четыре года Лия Павловна не переставала быть для меня образцом, недосягаемым идеалом во всем.
Женственность,тонкий юмор, интеллигентность, утончённый вкус и то, как она вела свои уроки – мне нравилось в ней всё.
Уже, будучи взрослой, все эти качества я старалась культивировать в себе. Она так и осталась для меня образом идеальной женщины, к которому надо стремиться.
Когда мы учились уже в восьмом классе, в игровой комнате, которая была одна на два класса, я увидела поздравление к 8 Марта. Это было стихотворение Юлии Друниной «Наказ дочери». Оно было написано почерком Лии Павловны. Я почти сразу запомнила его наизусть.
Так сложилось, что у меня так же, как у неё, две дочери. Когда каждой из них исполнялось 14 лет, за праздничным столом я читала это стихотворение:
Не беда, коль тянешься ко многому:
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.
Но, когда пробьёшься–не сворачивай
И на помощь маму не зови,
Я хочу, чтоб чистой и удачливой
Ты была в работе и в любви!
Теперь, с годами, я совершенно отчетливо понимаю, какая это огромная жизненная удача, когда рядом с тобой почти круглосуточно находятся такие люди. Мне так хотелось тогда дотянуться до ее уровня!
Для меня до сих пор загадка, что являлось для нашего директора Койфмана Аркадия Яковлевича критерием при отборе школьного персонала. Каждый из них был для нас примером, они посвящали нам все своё свободное время, жертвуя порой интересами своей семьи и своих детей, вкладывали в нас все лучшее, что могли.
Со своим учителем математики Галушко Антониной Васильевной мы дружили до самой ее смерти. После школы она была мне и сестрой, и подругой, и советчицей.
Уже давно нет интерната. Но тепло и радость всякий раз охватывает меня при воспоминании о днях, проведённых в его стенах.
«Я ни о чем не жалею, но как же иногда хочется, хотя бы на денёк, на короткое мгновение распахнуть двери и вернуться в страну своего детства»,- написал Олег Рой.
10.06.2021г
г. Орск-г. Москва
* 15.10.1921 года в городе Днепропетровске, в семье Якова и Реббеки, родился великий сын русского народа Хацкель Яковлевич Койфман, герой ВОВ и повседневных будней нашей советской Родины, СССР, директор школы-интернат номер пять, отдела образования ЮУЖД.