Найти тему
CatGeek

О чем вообще «Звездные войны»?

Я не устану повторять, что сага Лукаса, при всех своих недостатках — это гениальное произведение. Простенькая, на первый взгляд, история на самом деле раскрывает себя в тот момент, когда ты задаёшь вопрос: «А о чём вообще она?». Первое, что приходит в голову — о борьбе добра и зла, конечно же. И это так. О важности друзей? Бесспорно. О взаимоотношениях отцов и детей? Отчасти. О важности честности в отношениях? Да, так и есть. Но есть одна тема, которая сводит воедино все эти и многие другие нарративы, которые присутствуют в кинофильмах. Эта идея наиболее ярко выражена в «Империя наносит ответный удар», но красной нитью проходит через 4 и 6 эпизоды…

Смотрите. Никто не будет отрицать, что сага Лукаса — это история семьи Скайуокеров. Люк — это фокус всей истории оригинальной трилогии, именно за его путём героя мы наблюдаем все три фильма подряд. В 4 эпизоде он теряет всё, проходит через ряд испытаний и в конце получает вознаграждение: друзей, у которых цель победить Империю, и долг: статус джедая с целью убить Вейдера. Обе эти награды увязаны для Люка воедино, так как и он и его друзья имеют схожую конечную цель.

«Империя наносит ответный удар» переворачивает парадигму пути героя с ног на голову, предлагая Люку выбрать, какую из наград оставить, а какую потерять: либо отправиться спасать друзей, но проиграть сражение Вейдеру, либо остаться учиться у Йоды и получить шанс победить Вейдера и выиграть войну с империей, но, возможно, потерять друзей. Т.е. личное (друзья) тут противопоставляется долгу (убийству Вейдера). Йода убеждает Люка, что, отправившись спасать друзей, он проиграет и тогда восстанию конец. Это серьезнейший моральный выбор, который непосредственно влияет на всю дальнейшую судьбу героя. И Люк делает этот выбор в пользу личного. Вот только если задуматься, то выбор этот во многом ложный.

Давайте повнимательнее присмотримся к 5 эпизоду. Этот фильм сходу берёт и ломает структуру мономифа. Во-первых, в нём у нас не один герой, а два: Люк и Лея. Сюжеты этих героев расходятся буквально в самом начале фильма и идут параллельно друг другу, встречаясь лишь в самом конце. Во-вторых, Люк и Лея испытывают на пути героя трудности, но вместо награды получают наказание: Лея влюбляется и тут же теряет любимого, Люк теряет руку и веру в Бена Кеноби. Т.е. фильм буквально говорит нам, что выбор Люка неверный, нельзя неподготовленным соваться в битву со злом. А потом выходит 6 эпизод, который опять ставит всё с ног на голову, и Люк получает там все причитающиеся герою награды и в итоге побеждает. Но как так?

Вернёмся опять на Дагоба. Для Йоды совершенно логичным кажется, что Люк, как джедай, должен стремиться лишь к одной цели — уничтожению ситхов и возвращению баланса силы в понимании джедаев. Люк важность цели осознаёт, так же как и то, что победа над Вейдером приблизит победу Восстания, но он не может смириться с тем, что цель будет достигнута без тех, ради кого он сражается — без своих друзей. То есть Люк выбирает битву не за идеалы, а за людей, которые и олицетворяют эти идеалы. И на первый взгляд он проигрывает битву, но лишь на первый — на самом деле этот выбор дал ему и всему Восстанию шанс победить. Но не столь очевидным образом, как кажется. Всё дело в «Люк, я твой отец».

Йода в фильме действует полностью в джедайской манере: он боится привязанностей Люка, так как это слабость, которая может увести на темную сторону силы. Ведь Люк совсем не похож на джедаев прошлого. Не просто так Йода говорил Бену, что Люк слишком стар: детишкам ордена активно промывали мозги, перепрошивая настолько, что тем в принципе было не интересно, кто их родители или родные. За всю трилогию приквелов только Энакина заботил этот вопрос, в то время как Оби-Ван не проявлял никаких признаков того, что его вообще интересует что-то, кроме джедайского пути. Люку, выросшему в любящей семье с легендой об отце герое-пилоте, перепрошить мозги уже не вышло бы. Не важно, сколько бы Люк не провел времени на Дагоба, он не избавился бы от своих привязанностей и не стал бы таким же «бесчувственным», как джедаи прошлого. Если бы внезапно Палпатин сообщил Оби-Вану, что он его отец, то это, скорее всего, никак не повлияло бы на Кеноби. Но с Люком совсем другое дело.

А значит, если бы Люк пропустил концовку 5 эпизода и потом оказался уже в начале 6, то он не получил бы своё главное испытание вовремя. Кстати, у вас может возникнуть вопрос: а как так он оказался бы в начале 6 эпизода, если в 5 не полетел бы на Беспин? Всё просто, опять вспоминаем структуру 5 эпизода. Появление Люка на Беспине не меняет ровным счётом ничего в сюжете Леи и Хана. Лэндо всё так же попытался бы выкрасть её и итог попытки был бы тот же, потому что Вейдеру Лея была не важна.

А теперь возвращаемся в альтернативный 6 эпизод. Представим, что Люк после обучения у Йоды вернулся к Повстанцам, далее он мог даже помочь освободить Хана, отправился бы с группой спецназа на лесную луну Эндора, там почувствовал бы присутствие Вейдера и попытался бы встретиться с ним для исполнения своего долга — убийства ситха. Там Вейдер, может, и не побеждает его так легко, но в процессе обязательно говорит ему «я твой отец», от чего Люк испытывает не меньший шок, чем в 5 эпизоде. Так как у Люка нет времени на рефлексию, то после доставки его Палпатину тот мог бы закончить ломку Скайуокера, склонив-таки на темную сторону силы.

Да, принципиально это не изменило бы дальнейшего сюжета фильма — Звезда смерти-2 была бы всё равно взорвана, так как на эту часть истории Люк не имел никакого влияния. Имперский флот после взрыва отступил бы, но Палпатин и Вейдер скорее всего не погибли бы, а значит, всё было зря. В реальном 6 эпизоде выбор друзей, а не долга, придаёт Люку тот стержень, что не даёт ему сломаться, потому что он всегда помнит, за кого сражается.

Причём ровно тот же посыл, но перевёрнутый на 180 градусов, мы видим и в приквелах: джедаи в фильмах сражаются за абстрактные идеалы, за которыми они уже не видят людей, в то время как Энакин хочет сражаться за одного конкретного человека, но джедайские идеалы мешают этому. Тот же самый конфликт, в котором Энакин делает тот же самый выбор: вместо идеалов он выбирает сохранение жизни Падме и… проигрывает. Потому что Энакину было глубоко плевать на идеалы Падме, и боролся он за неё лишь ради себя, а потому он проиграл бы при любых раскладах. И в этом коренное отличие Энакина и Люка, которое и определило разницу в арках этих персонажей. Люк разделял идеалы своих товарищей, а Энакин — нет.

P.S. Ну а теперь посмотрим ради гимнастики для ума на трилогию сиквелов и… увидим, что она-то как раз противоречит посылу Лукаса: в 7 эпизоде Рей проходит тот же путь, что и Люк, в 8 эпизоде она спокойно проходит полный курс обучения у Люка, а потом в конце всех спасает, а в 9 эпизоде, узнав о том, что Палыч ее дед, не испытывает шока, а такая: «meh, и тебя ёбну, дедуля». У Рей нет никаких конфликтов между долгом и личным, потому что у неё нет ни долга, ни личного: она сама выбирает быть джедаем, просто… ну потому что так надо, сама выбирает себе родных: «я скайуокер, ёба» — сама решает, когда прийти на помощь друзьям и при этом всё равно делает это вовремя. В чём тут посыл? А фиг знает, я просто не могу выделить никакой ключевой темы кино, кроме того, что добро всегда побеждает зло. Но это уже какая-то пошлость в отношении фильмов Лукаса.

Автор: Владимир Герасименко.