В Казахстане планируют внести изменения в закон «О защите прав потребителей». В частности, предлагается сделать предпринимателя субъектом системы защиты прав потребителей.
Как это отразится на бизнесе? Если сейчас система рассмотрения жалоб потребителей на качество и обслуживание сложна и забюрократизирована, то новые поправки упростят процедуру.
Предлагается ввести гражданско-правовую ответственность предпринимателей в пользу потребителей, чьи права были нарушены и не разрешены на досудебном этапе при обращении их к предпринимателям (т.е. – штраф).
Размер штрафа планируется установить в размере от 10% до 50% от суммы иска потребителя. Чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа (в указанном диапазоне). Данная сумма, по мнению авторов поправок, позволит покрыть расходы потребителя за услуги юридических консультантов.
Также законопроектом предлагается приравнять интернет-магазины к торговым объектам и расширить определение термина «электронная коммерция». Такая мера позволит регулировать вопросы нарушения прав потребителей услуг и работ при заказе товаров на различных онлайн платформах.
Предусматривается введение нормы о недопустимости в договорах условий, нарушающих и (или) ущемляющих права и законные интересы потребителей.
Владельцам электронных торговых площадок будет предписано заключать с предпринимателями договора, включающие положения по соблюдению требований и прав потребителей.
Проект находится на рассмотрении Мажилиса Парламента РК.