ЧЕМ ФЛАМАНДСКОЕ БАРОККО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ БАРОККО ИТАЛИИ
В VII веке в Нидерландах произошла революция.
Страна разделилась на две части. Голландию и Фландрию.
Фландрия перешла под влияние испанского абсолютизма.
Испания - католическая страна, в которой распространён в VII веке стиль барокко.
Поэтому, стиль барокко распространился и на фламандской почве.
Художники Фландрии взяли от барокко:
-- яркие, сочные краски
-- энергию жизни
-- сильные эмоции
-- мифологические сюжеты
Барокко Фландрии -- сочное, яркое жизнеутверждающее искусство. Оно показывает противоречивый характер эпохи.
В нем отражается демократичный, весёлый, жизнерадостный характер жителей Фландрии. Барокко Фландрии выражает национальный характер жителей.
Самым известным и ярким представителем фламандского барокко был прежде всего Рубенс.
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577 - 1640)
Творчество Питера Пауля Рубенса отличает высокий гуманизм и жизнерадостный характер.
В полотнах Рубенса сочетаются черты реализма и барокко.
Наиболее известные работы Рубенса: "Персей и Андромеда", "Вакханалия".
Рубенс стремился выразить несокрушимость жизненных сил природы в сценах охоты "Охота на кабана", в пейзаже -- "Пейзаж с радугой".
Отметим портреты Рубенса.
Неоценима роль Рубенса формирование фламандской национальной школы живописи.
Рубенс -- главный выразитель национальной сути Фландрии и ее народа. Он лучше всех воспринял барокко. Начал его использовать в своих картинах для выражения духа своей земли.
Велико значение его творчества для мирового искусства.
АНТОНИС ВАН ДЕЙК (1599 - 1641)
Художник фламандской школы, мастер парадного аристократического портрета Антонис Ван Дейк.
Художественные особенности портретного жанра раскрытый Ван Дейком настолько сильно, что художника называют основателем портретной школы Фландрии.
Художник одно время работает в Англии. Создаёт целую галерею образов английской аристократии. "Портрет короля Карла I".
Влияние Ван Дейка на формирование английской национальной школы настолько велико, что можно сказать, что это он создал английскую портретную школу.
Именно Ван Дейк, привил в Англии моду на рисование портретов предков.
Портреты основателей знатного рода украшали стены родовых замков, богатых домов, поместьев и коттеджей английских аристократов.
Ван Дейк работал при дворе английского короля Карла I.
Выполнял портреты придворных.
Рисовал аристократов.
Больше всего художнику нравилось писать детей.
Детские портреты лучше всего удавались художнику.
Ван Дейк выполнял заказы по всей Европе.
Ван Дейк был учеником Рубенса. Но, не стал продолжателем стиля бурного барокко в портрете.
Портреты Ван Дейка сдержаны по характеру, тонкие и романтичные.
Влияние портретного искусства Ван Дейка, на английскую национальную школу, и в общем на европейскую портретную школу огромно.
ЯКОБ ИОРДАНС
(1593 - 1678)
Иорданс ведущий художник Фландрии, продолжатель идей Рубенса и Ван Дейка.
В произведениях Иорданса мы видим реализм, демократизм типажей, особенности композиционного и колористического строя.
Любимой темой Иорданса является тема крестьянских праздников и крестьянских типажей.
Особенно хорошо это заметно в картинах "Сатир в гостях у крестьянина", "Праздник бобового короля".
Особое место в творчестве Иорданса занимают портреты. Художник любовно изображает семейные портреты. На которых мы видим богатых и именитых людей Фландрии.
Иорданс продолжил традиции барокко Рубенса в композициях. Добавил в свои картины больше национальных черт.
Портреты Иорданса менее тонки и романтичны, чем портреты Антониса Ван Дейка. Иорданс наполняет портреты знатных фламандцев жизнеутверждающей силой.
На портретах Иорданса мы видим пышущих здоровьем дам, господ и детей.
ФРАНС СНАЙДЕРС
(1579 - 1657)
Художник фламандской школы Франс Снайдерс был мастером натюрморта.
Его картины отличает барочное буйство красок и колористическое богатство.
Работы художника своеобразны и
необычны по композиции, потому что они наполнены барочной идеей.
Хотя натюрморты Франц Снайдерс имеют оттенок барокко, тем не мене он их пишет, используя реалистические основы творчества.
Велико значение творчества Снайдерса для развития жанра натюрморта в западноевропейской живописи.
Снайдерс выразитель барокко в натюрморте. В его картинах столько же бурного жизнелюбия, как и в полотнах Рубенса.
Недаром, Рубенс и Снайдерс дружили, как живописцы. Некоторые натюрморты дописывал Рубенс, где нужно было изобразить людей или животных.
Снайдерс же, мог написать на картинах Рубенса фрукты и предметы быта.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Прикладное искусство Фландрии имеет черты барокко, потому что оно было создано для украшения родовых замков.
Прикладное искусство отличалось красотой, богатством и жизнелюбием.
Тон ремесленному искусству Фландрии задаёт Рубенс.
Его жизнелюбие и демократизм перетекает из живописи в декоративное искусство.
Живописный стиль Рубенса -- жажда жизни, яркость, буйство красок переходит с живописных полотен на ремесленные изделия.
Фламандские мастера декоративного искусства утверждали с помощью барокко национальный характер.
Стиль барокко воплотился во всех видах фламандского искусства, в том числе в ремесленных изделиях.
Фламандские интерьеры богато украшенные, привлекали сочными, динамичными формами.
Буйство жизни носили архитектурные фасады замков знати и католических церквей.
Барочная скульптура Фландрии была в основном декоративной. Имела тесную связь с архитектурой католических церквей.
Смелые, полные движения и огромной силы утверждения жизни, монументальные полотна фламандских живописцев украшали родовые поместья.
ШПАЛЕРЫ
Брюссель -- основной центр производства шпалер на фламандской земле.
В XVII веке во фламандских интерьерах широко используются ковры -- картины.
Шпалеры -- тонкие, тканые картины, гобелены, ковры -- картины с пышными композициями, сценами из мифов, барочными сюжетами.
Гобелены привносят особую атмосферу и придают помещению изысканность.
Шпалеры являются своеобразными картинами, вытканными из ниток.
Над эскизами в натуральную величину трудились лучшие художники.
В их числе Пауль Рубенс.
Рубенс задаёт направление для развития шпалерного искусства, не только во Фландрии, но и во всей Европе.
Художник рисует эскизы для шпалер по заказу богатых и именитых людей.
Шпалерное искусство Фландрии высоко ценилось в Европе до середины VII века. После, первенство перехватила Франция.
КРУЖЕВО
Обратите внимание на портреты Антониса Ван Дейка, Питера Рубенса и Якоба Иордана.
Вы увидите фламандских красавиц и знатных мужчин. Одежду этих важных господ высокого сословия и богатства украшает кружево.
Кружевные воротники, жабо и манжеты.
Фламандское кружево высоко ценилось по всей Европе и широко производилось на экспорт.
Пётр I, приехавший в Европу, восхитился кружевом. Забрал с собой несколько мастеров. Привёз в Россию и основал мастерскую по производству голландских кружев.
Неизвестно в какой стране впервые изобрели кружево. Первенство между собой оспаривают Фландрия, Италия и Голландия.
Кружево одно из наиболее характерных видов фламандского художественного ремесла XVII века.
Фламандское кружево в XVII веке ценится на вес золота. Слава о нём гремит по всей Европе.
Фламандцы умели выращивать лен особого сорта. Из него производили мягкие, пластичные нити для плетения кружев.
Фламандское кружево плетут на коклюшках. Это особые палочки, к которым привязывают нити.
Основные центры изготовления кружев во Фландрии -- Бенш и Валансьен.
Отличительная особенности кружева "бенш": "снежный фон", изображение растительных мотивов, птиц, мифологических персонажей.
Орнаментальное решение композиции и мотивы кружев характерны для стиля барокко.
Фламандские кружево отличается от итальянского тем, что фламандское кружево плоское и нежное.
Основной центр по производству кружев в Италии -- Венеция.
Во время плетения венецианского кружева, в него добавляли конский волос. Поэтому, венецианское кружево более рельефное, чем фламандское.